Форум фотографов.
https://forum.znyata.com/

Лапин А.И. / обсуждение.


https://forum.znyata.com/viewtopic.php?f=12&t=3308
Страница 1 из 15

Sergey Mikhalenko [ 08 ноя, 07 3:02 ]
Лапин А.И. / обсуждение.

Лапин Александр Иосифович
приезжал в Минск.
30.11 - 02.12.2007

Sergey Mikhalenko [ 08 ноя, 07 12:58 ]
Лапин Александр Иосифович

удивило, но есть уже несколько писем с вопросом - а кто такой Лапин Александр Иосифович?

если коротко...
Лапин Александр Иосифович - фотограф, преподаватель и автор книг "Фотография как..." и "Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом". [ официальный сайт http://www.lapinbook.ru/ ]

"Фотография как..."
о книге тут http://old.kak.ru/news/0410271.html и здесь http://www.eldesign.ru/book/photo/photo01/

См. специально пресс-релиз со ссылкой на Константинова:

http://www.photographer.ru/forum/view_m ... topic=6461

"Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом."
а об этой книге вот текстик, сорри - не коротко:
«– Вообще мы, Белые, – низшая раса, разве можно сравнить нас с Черными, которые в Пространстве…
– Есть у нас и эти, как их, эмигранты – Белые Фигуры из Черной или Серой там плоскости. И прибывают они к нам безо всякого Контура, оставляют его по месту рождения».
Вы можете сходу определить жанр цитируемой книги? Подскажем, это выдержка из речи Белого Квадрата.
Так что же это: фантастика или детская сказка?
Если и называть новую книгу Александра Лапина «фантастикой», то только из-за того фантастического, невероятного мира, который он описывает.
В самом деле, легко ли поверить, что, например, главный герой книги Черный Квадрат, выходя вперед из бумаги (а в это тоже надо поверить), не увеличивается, как полагается, а уменьшается. Сначала просто допустить такое. А затем объяснить этот феномен. Но раз уж квадрат выходит, хотелось бы знать, на какое расстояние. А если уменьшается, найти величину этого уменьшения. В общем, долгий и мучительный процесс познания.
Книгу Лапина «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом» можно считать продолжением широко известной теоретической работы Василия Кандинского «Точка и линия на плоскости». Главная заслуга Кандинского (и главная трудность при чтении его книг) в том, что он говорит не столько о сознательном, сколько о бессознательном восприятии изображения на картине. Последнее всегда было основным препятствием на пути создания подлинной теории искусства.
Книга Лапина продолжает идею приоритета бессознательного. Восприятие плоского изображения, в частности, картины складывается из двух восприятий. С одной стороны они совершенно не совместимы, а с другой – неразделимы. У Лапина – это рациональное (конструктивное) восприятие и зрительное (композиционное). Первое сознательное, второе бессознательное.
«Кандинский говорил о материальном и нематериальном, более того, духовном восприятии произведения искусства. Композиционное или духовное, по Кандинскому, восприятие есть основа понимания изобразительного искусства, и без него оно не может существовать. Для художника нет другого средства выразить все то, что невозможно буквально изобразить на картине, кроме композиции. Поэтому композицию справедливо считают душой искусства».
Многие сочтут это утверждение слишком смелым. Но вот, что пишет по этому поводу Кандинский: «С самого начала уже одно слово «композиция» звучало для меня как молитва. Оно наполняло душу благоговением. И до сих пор я испытываю боль, когда вижу, как легкомысленно зачастую с ним обращаются» («Ступени»).
Главная задача теории, как утверждает Кандинский, – «найти живое». Лапин развивает эту идею:
«Население изобразительной плоскости, все эти точки и линии, формы и контрформы, фигуры, а также тональные и цветовые массы – это живые существа.
Только так и должен относиться к ним дизайнер или художник. Иначе он не сможет проникнуть в этот мир, а тем более создать в нем то, что мы, люди, называем новой реальностью. Да, картина – отражение нашей реальности, но одновременно и совершенно замкнутый в себе, изолированный от всего, что по другую сторону рамы, мир. В этом мире один закон – композиция, одна цель – гармония и цельность, одна правда – правда искусства.
Настоящий художник прекрасно это знает, он не будет располагать компоненты как попало. Он прислушивается к их тихим голосам и стремится к тому, чтобы сделать их жизнь в картинной плоскости осмысленной и красивой».
Психология фигур, живая жизнь фигур в картинной плоскости... Все это не выдумки, не желание поразить читателя. По сути, «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом» – оригинальное исследование автора в области психологии зрительного восприятия плоского изображения, в частности, картины, рисунка или фотографии. Это и воображаемое пространство за картиной, и иллюзорное пространство перед ней.
Нет ничего более сложного, чем объяснять простые вещи. Лапину это удалось. В результате пятилетних раздумий, надежд и разочарований автор сумел доказать почти все, что поначалу ему только мерещилось, а по дороге и кое-что еще.
Книга «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом» поможет вам разобраться в удивительном мире картины с его загадками и тайнами. Это одновременно сложное и увлекательное чтение для широкой аудитории.
Добавим, что тем, кто прочитал предыдущую книгу Лапина «Фотография как…», ничего подсказывать не нужно. Они с нетерпением ждали нового произведения автора. Тем более что «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом» в главном можно считать продолжением первой книги. А главное для Лапина – это поиски объективного в искусстве.
Кстати, не удивительно, что в своей новой книге Лапин обратился к теории изобразительного искусства. На самом деле, и «Фотография как…» не только о фотографии, ее содержание гораздо шире.
Вот какие отклики на книгу можно найти в Интернете.
«Книга Алексанра Лапина «Фотография как…» является, возможно, лучшей книгой по графическому дизайну, выходившей на русском языке за последние лет десять... Автор… написал прекрасный, умный и легко читающийся текст. …Явно подбирается к сокровенному знанию… Альтернативы книге Лапина нет».
(blog.exmachina.ru)
«Являясь профессионалом своего дела, автор доступным языком ведет читателя через причудливый мир оптических иллюзий, ибо, как говорит сам автор: «Восприятие плоского изображения трехмерным по праву можно назвать одной из удивительнейших иллюзий, свойственных человеческому зрению»… В книге собрано все, что касается фотографии, как искусства взгляда на мир через объектив камеры».
(www.kak.ru)
«А я еще раз повторю, что книга открывает двери не только в мир художественно фотографии, но и учит «видеть» художественное произведение вообще, будь-то: картина, коллаж или кадр в кинофильме… Вы будете смотреть и видеть, будете если не понимать, то, по крайней мере, догадываться, почему то, что называют шедевром, таковым и является, почему он вызывает у вас эмоции и почему эти эмоции вполне определенного характера.
Книга Александра Лапина «Фотография как…» — шедевр… она может изменить человека, изменить его мировосприятие и мироощущение, заставить по-другому взглянуть на окружающий мир…
Информативна до последнего символа, ничего лишнего». (www.eldesign.ru)
Стоит добавить, что тираж первого издания разошелся стремительно. Второе издание книги еще можно купить в некоторых магазинах. Напоминаем, что второе издание, выгодно отличается от первого. Оно переработано и значительно дополнено.
Судя по всему, и новая книга Александра Лапина «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом» не обманет ожиданий читателей.

Валерий Лобко [ 10 ноя, 07 1:36 ]

Светлана вот пишет:

пример мастер-класса по фото

«вот читаю новости, такой пример организации мастер-класса по фотографии.

http://www.fotopolis.pl/index.php?n=6551

В Варшаве открылась выставка молодого итальянского фотографа Lorenzo Castore, приехал и он сам. И в воскресенье галерея делает мастер-класс, где Castore будет о чем-то рассказывать.

…занятие будет на английском, будет продолжаться около 6 часов. Советуют приходить не с пустыми руками, а принести свои работы. Стоимость сего мероприятия 100 злотых (40 дол. по курсу)».

Изображение
fot. Lorenzo Castore

"Ręce do góry" - wystawa Lorenzo Castore w Yours Gallery

Warszawska Yours Gallery zaprasza we wtorek, 6 listopada 2007 roku na otwarcie wystawy cyklu fotografii autorstwa Lorenzo Castore "Ręce do góry". Włoski twórca, znany ze swoich społecznych fotografii, w Warszawie zaprezentuje aż 68 zdjęć z projektu, który powstał w trakcie podróży fotografa po Polsce, Szwajcarii i Włoszech. Cykl "Ręce do góry" artysta rozpoczął w 1999 roku i realizuje go aż do dziś.

Fotografując własne życie Castore opowiada o poczuciu tożsamości dzisiejszych mieszkańców Europy, między innymi z perspektywy historycznej. Nasze życie jest nierozerwalnie związane z otoczeniem, w którym przyszło nam żyć. Jednak tożsamość jednostki to także doświadczenia z przeszłości: bliscy ludzie, kultura i tradycja. Nie sposób wyodrębnić człowieka z kontekstu i historii. Na przykład ja urodziłem się Włochem, ale na moje wykształcenie złożyły się zarówno zasady wpajane mi przez matkę jak i książki, obrazy, muzyka, ludzie, których poznałem oraz miejsca, które zwiedziłem w ciągu całego życia. Moim celem jest odzwierciedlenie różnorodnych napięć, które może odnaleźć w swoim sercu każdy mieszkaniec Europy.

http://www.fotopolis.pl/index.php?n=6536

Интерьер галереи:

http://www.yoursgallery.pl/exhibitions. ... &exh_id=42

Sergey Mikhalenko [ 13 ноя, 07 4:23 ]
Книга «Фотография как…» А. Лапина

вот еще инфа про Лапина, а точнее про книгу...

Пресс-релиз
Книга «Фотография как…» А. Лапина
Издание второе, переработанное и дополненное.

Тираж первого издания этой книги разошелся стремительно, получив в магазинах почетное звание «лидера продаж». Потом в газетах и Интернете можно было встретить объявления, вроде этого, самого показательного: «Куплю книгу А. Лапина «Фотография как…» за любые деньги».

Такой ажиотаж объясним. И дело не только в том, что за последние десять или двадцать лет в России практически не издавались книги, посвященные теории фотографии.

Фотографий вокруг — что песка в Сахаре. У каждой свое предназначение. Украшать семейный альбом или стены престижной галереи, быть милой лишь узкому кругу или иметь всемирную известность, согласитесь, это не одно и то же.

Как понять — шедевр, гениальное творение оптики, глаза и ума, или так, пустяк? Как выбрать изо всех кадров именно тот, за который не стыдно? Как определить творение, которое переживет своего создателя? Есть ли рецепты, по которым приготовляются шедевры?
Книги по теории нужны были всегда и особенно необходимы сегодня как любителю фотографии, так и фотографу-профессионалу по двум причинам.

Во-первых, с появлением автоматических и особенно цифровых камер сам процесс съемки становится настолько простым, что никаких особых трудностей не вызывает. Раньше фотограф учился технике фотографии: определению экспозиции, глубины резкости, проявлению пленки, печати и так далее долгие годы. Сегодня все это в прошлом, учиться необходимо, прежде всего, пониманию фотографии и умению строить кадр, то есть композиции.

Проблемы у современного фотографа начинаются после съемки. Какие из сотен картинок в его камере, снятых сегодня, необходимо безжалостно стереть, какие оставить, чтобы показать друзьям, а какие непременно сохранить как уникальные и неповторимые?

Во-вторых, возможности работы с фотографиями в «Фотошопе» настолько велики, что главная трудность даже не в том, как сделать то или иное преобразование, а в другом, более сложном — когда и почему фотография становится красивой настолько, что от нее нельзя отвести глаз, что для этого необходимо и как этого добиться? Или — почему и когда фотография становится настолько умной, что ее уже никогда не забудешь? И главное — как отличить красивую от некрасивой, а умную от неумной?

Таким образом, простота работы с «умной» камерой оборачивается необыкновенной сложностью отбора снятого материала для человека, заболевшего «настоящей» фотографией. Тем более, что цифровая камера позволяет сделать много сотен кадров в час или за один день, а это в сто раз больше того, что снимал средний фотограф двадцать лет назад. Главная трудность для снимающего сегодня — не как сфотографировать то, что показалось ему интересным, а понять, что же получилось в результате и каким образом, по каким критериям выбрать из этого действительно стоящие кадры.

Имеется много книг о композиции в фотографии, однако практически все они рассчитаны на начинающих. И это правильно, потому что читатель, который хочет научиться грамотно фотографировать, в большинстве своем не знаком с азбукой художественного творчества или дизайна. Его, читателя, интересуют самые элементарные, начальные сведения о том, как компоновать кадр, использовать передний план, передать глубину пространства или выделять главное.
Однако фотографу, уже прошедшему начальный этап обучения мастерству, требуются и другие руководства, в которых вопросы композиции рассмотрены более подробно и на другом уровне. Прежде всего потому, что композиция — одна их самых важных и, наверное, самых сложных категорий любого искусства: живописи, музыки, литературы, кино и т. д. А потому она заслуживает самого серьезного и обстоятельного разговора. Настоящая книга и предназначена для такого читателя-фотографа, который в своем развитии уже приблизился к фотографическому творчеству или, может быть, даже к фотографическому искусству.

Главная причина успеха книги А. Лапина в том что, она уникальна. Автор высказывает мысли, которые до него никто не формулировал. При этом Александру Лапину можно и хочется доверять. Он писал книгу не ради того, чтобы шокировать публику смелостью своего мышления. Это плод глубоких раздумий, дело всей жизни. Он писал ее без малого двадцать лет. Совершая открытия и тут же подвергая их сомнению, вставая по ночам, чтобы набросать пришедшую в голову мысль.

По сути, разговор в книге идет об искусстве с большой буквы, об Искусстве, понимание которого приходит не сразу, его надо обрести в одиночку, заслужить. Лапин считает, что прийти к пониманию искусства можно только через художественную форму. Он следует идеям Л. Выготского, чью книгу «Психология искусства» упоминает в предисловии как самую главную.

Прежде всего автора интересует теория фотографии. В таких вопросах, как равновесие, симметрия, проблема левого и правого в изображении, единство и гармония, Лапин не повторяет известные учебники композиции, а приводит результаты своих оригинальных исследований. Большое внимание уделено специфике фотографии, ее отношениям с изобразительным искусством и самому понятию художественной фотографии. Автор предлагает принципиально новую систему видов репортажной фотографии, в корне отличающуюся от традиционных фотографических жанров.

Следует отметить, что изложенная в книге теория композиции гораздо шире чисто фотографической. Это теория изображения вообще, будь то рисунок, картина или журнальный разворот. Поэтому книга А. Лапина будет интересна дизайнерам и художникам.

Некоторые свои выводы Лапин обоснованно называет законами. Например «закон слабого сигнала», о котором нужно помнить каждому творческому человеку. Описанная автором композиция Весы в дальнейшем становится основой фундаментального «закона триптиха», исключительно важного не только для фотографа или бильдредактора, но в равной мере для дизайнера или экспозитора. Интересные и неожиданные открытия делает автор в области зрительного восприятия. Прежде всего, это восприятия черного квадрата или картинного пространства. Лапин описывает феномен фигуры и фона, отгадывает загадку тональной перспективы.
Но главный, наверное, талант автора — это анализ фотографии. Лапин предлагает свои принципы анализа и неукоснительно им следует. Его задача: увидеть то, что обычное человеческое сознание видеть отказывается. И в результате он приходит к глубоким и смелым ассоциациям, иногда настолько смелым, что с ними трудно сразу согласиться. Показательно, что автор готов применить свои принципы не только к лучшим из фотографий, но и к шедеврам живописи, таким как «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Троица» А. Рублева или же «Слепые» П. Брейгеля. Для того чтобы решиться предложить свое видение таких всемирно известных композиций, нужны очень серьезные основания.

При первом прочтении книга кажется несложной. Но это ложная простота. Для понимания изложенного в книге нужно приложить определенные усилия. Поэтому автор советует вернуться к ней через несколько лет и прочитать ее заново.

Второе издание книги отличается от первого, оно переработано и дополнено двумя новыми главами.

Одна из них – «Поэзия фотографии». В ней рассматриваются связи между фотографией и поэзией, отмеченные многими исследователями. Автор находит новые аргументы в пользу такого сопоставления.
Еще одна новая глава — «Монтаж фотографий». Она посвящена законам изобразительного и смыслового взаимодействия нескольких фотографий на полосе журнала или в экспозиции, то есть наименее исследованной стороне работы фотографа или бильдредактора.
Раздел «Примечания», завершающий книгу, это вполне самостоятельные небольшие главы. Здесь есть и диалоги автора с воображаемым читателем, и темы для будущих книг, причем самые разные: от проблемы восприятия черного квадрата до понимания фотографий А. Картье-Брессона, от анализа известного снимка Ю. Смита «Дорога в рай» до новой версии прочтения знаменитой картины.
Хочется надеяться, что книга А. Лапина поможет многим читателям не только находить фотографические шедевры на своих пленках или флэш-картах, но и лучше понимать художественную фотографию и изобразительное искусство.

Sergey Mikhalenko [ 18 ноя, 07 14:46 ]
Александр Лапин

и еще...
несколько предупреждений, для тех кто не слышал имени Александр Лапин, но решил сходить на лекцию или семинары...

1. Александр Лапин не волшебник и силой мысли не превратит вас в супер фотографа!
2. Александр Лапин не учит обращаться с фотокамерой, студийным светом или еще чем-либо...
3. Александр Лапин учит теории фотографии, ее пониманию и анализу...
4. Не прочитав книгу "Фотография как..." достатоно тяжело будет понимать о чем он будет говорить!

Sergey Mikhalenko [ 26 ноя, 07 22:26 ]

завтра (27 ноября, вторник) — буду в к-ре Центральный с 12-00 до 18-00
могу периодически отлучаться, поэтому предварительно звоните: /8029/ 6537150 - Сергей
(там связь плохая, поэтому могу быть временами вне зоны действия сети - просто перезвоните чере пару минут..)

Оля Шукайло [ 30 ноя, 07 23:28 ]

"Есть либо интересные фотографии, либо интересные события" (с)
"Вы должны видеть красоту под ногами, а не не создавать ее" (с)
"Фотограф должен быть среди людей" (с)
и прочее и прочее....

Вот так и было на 1й части в 1й группе)))

Alex Skill [ 01 дек, 07 2:54 ]

Slava_Potalakh писал(а):
Ну что там Лапен?


Дай дух перевести, и с мыслями собраться!

Такие встречи не каждый день происходят и оказывают сильнейшее воздействие на психику.

Могу предположить, что многие не ожидали того, что сегодняшняя встреча пройдёт именно так. :) Наверняка, даже некоторые слегка шокированы тем, как откровенно, быстро, точно, аргументировано и с юмором Лапин, разгромил большую часть представленных для критики фотографий. Вероятно, поэтому тут на форуме возникло некоторое затишье. Фотографы переваривают сегодняшние событие.

Кто не ходил – ждите, кто ходил – готовьте силы на два следующих дня!

Вероятно, завтрашняя лекция станет “гвоздём” всей программы.

Dmitry Perednia [ 01 дек, 07 13:10 ]

Alex Skill писал(а):
Могу предположить, что многие не ожидали того, что сегодняшняя встреча пройдёт именно так. :) Наверняка, даже некоторые слегка шокированы тем, как откровенно, быстро, точно, аргументировано и с юмором Лапин, разгромил большую часть представленных для критики фотографий.


Да уж, юмора ему не занимать.. :)
Жаль только, что не многие решились принести свои работы

hrumm [ 01 дек, 07 13:19 ]

Guinot писал(а):
Жаль только, что не многие решились принести свои работы


а по тем снимкам, что принесли (на вечернюю встречу в пт) так и участие Лапина особо-то не требовалось... очень надеюсь, что в сб и вс будет более конструктивный разговор...

baradzed [ 02 дек, 07 0:17 ]

Slava_Potalakh писал(а):
Ну что там Лапен?
Слава тебя упоминал часто под кодовым именем СОЛДАТ :P

hrumm [ 02 дек, 07 0:36 ]

baradzed, жжошь :D

Оля Шукайло [ 02 дек, 07 2:16 ]

"Если я напишу еще 2 книги, мир от этого изменится?.... и только попробуйтк сказать, что нет!" (с)

Однозначно можно сказать, что в мире что-то начинает меняться, что-то начинает происходить после всего прослушанного. Много, очень много интересного. Как я выражаюсь - интересно-полезного. Вот взять фотографию, и найти в ней то, что другие не видят - это, по крайней мере интересно. (например фотография с "глазом") И еще... практически мгновенно замечать такие маленькие, но важные детали, это ли не взгляд мастера? (вчерашний разбор полетов с работами слушателей)
Пока нахожусь под впечатлением от 2х проведенных дней, впереди третий - как контрольный - в голову... вот уже где наверно будет сказано еще больше.... еще больше нового и интересного...

Надо учиться... Но учиться правильно... вот для начала надо выслушать, пропустить через себя, проникнуться всеми этими идеями (пусть иногда они и не совпадают с нашим мнением - яркий тому пример - замечание о том, можно ли вмешаться в фотографию, удаляя или изменяя ее организацию, что это дает и чего не дает, что хорошо а что плохо... и прочее и прочее). Анализ... своя точка зрения по данному поводу.... промежуточный итог - принимать или нет... и как вывод - создавать грамотно, красиво и гармонично.... это сложно, но это должно быть здОрово!

В общем, еще однозначно рано что-то говорить и делать выводы, впереди еще один день.... жду!!!

Slava_Potalakh [ 02 дек, 07 2:35 ]

Смешно. Лопата. Ой, Лапен.

SergL [ 02 дек, 07 2:54 ]

Слава, почему Вас не видел на ТОП50 красивых и успешных Минска?

Оля Шукайло [ 02 дек, 07 2:55 ]

SergL писал(а):
Слава, почему Вас не видел на ТОП50 красивых и успешных Минска?

Вне конкуренции :lol:

Slava_Potalakh [ 02 дек, 07 11:44 ]

Приглашали, я пошел на др друга...

Rakovich [ 02 дек, 07 14:56 ]

Я в восторге...
Не по поводу лекции
По поводу Мысли...
Второй Бирилко... Или первый... Или оба...


P.S. И пусть Валерий говорит что угодно (запятая- излишня)....

Vertolet [ 02 дек, 07 18:44 ]

Лекция действительно впечатлила. И даже финальный отказ техники не смазал эффект.

Оля Шукайло [ 02 дек, 07 20:55 ]

"Я верю в своего Бога, о он женского рода. И зовут его - фотография."(с)


Лапин А.И. / обсуждение.