Форум фотографов.
https://forum.znyata.com/

Ложка дёгтя / Авторская рубрика Валерия Ведренко


https://forum.znyata.com/viewtopic.php?f=12&t=7637
Страница 1 из 40

Sergey Mikhalenko [ 29 дек, 08 15:48 ]
Ложка дёгтя / Авторская рубрика Валерия Ведренко

Дорогие друзья!
Представляем Вашему вниманию авторскую колонку Валерия Ведренко - "Ложка дегтя"!
Надеюсь, что она будет постоянной. Обновления предполагаются ежемесячно, или по мере залета Музы.
Автор обещал быть более взвешенным и терпимым, нежели ранее.
Приятного вам прочтения. Автор будет благодарен за комментарии.
(Сергей Михаленко)


все выпуски Ложки дёгтя читаем тут >>


ЛОЖКА ДЁГТЯ
ДЕКАБРЬ 2008
Валерий Ведренко

Холодное время.
(Опыт интуитивного анализа «Экспедиции».)

И еще одна скромная выставка. С первой работы возникает чувство, которое по мере просмотра только усиливается. «Я все это уже где-то видел». Двигаясь от кадра к кадру, слышно как переводит пленку механизм, как щелкает затвор-приговор камеры. Еще кадр, еще… Бесстрастность объектива сродни бесстрастности пейзажа. И вдруг пугаешься мысли – кто кого фиксирует? И сжимается нутро, когда вдруг понимаешь, что сквозь объектив – пленку – отпечаток тебя рассматривает холодное время. С вершины Новогрудских руин, сквозь бойницы-семечки Крева, из под талого снега тебя изучает бытие, позволяя себя снимать таким, какое оно есть. Постижимое, но не постигаемое. Так где же я все это видел? Работы подписаны – Несвиж, Боруны, Гольшаны. Странно… А я это видел в Ружанах, в Воронче, Лошице. Это рыхлое мартовское небо, когда исчезающие острова снега на мокрых полях возвращаются ввысь облаками и туманом, когда по знакомым просторам во всю гуляют принципы «тайдзы» (инь-ян), победно демонстрируя свето-теневую, светло-темную сущность бытия. И вдруг понимаешь, что ты это видел всегда. В Несвиже и Лошице, в Воложине и Сморгони. Видел всегда, но только здесь.

* * *

Смирение. Такое не актуальное на сегодня понятие. Если смирение превратить в аккорд, то его звучание будет музыкальным эквивалентом этой выставки. Только это не то смирение, которое рождает безысходность, а то которое рождается пониманием правил существования этой земли и на этой земле. И странная тишина, и замедленность событий здесь становятся понятнее, если представить Европу, как культурный циклон. Вокруг дела творятся, а в центре почти безветрие. Но когда Европа меняет внешность, наша земля становится центром этой пластической хирургии. Но циклоны подвижны и здесь не всегда было так. Экспедиция фиксирует именно эту объективность. И здесь я вижу смирение именно в интуитивном понимании происходящего. Интуитивном, потому что на вопрос мальчика из «Жертвоприношения» Тарковского: «Папа, а почему всё так?» - ответа не слышно. Но если ответа не слышно, то это еще не значит, что его нет.

* * *

В нашей фотографии сформировался устойчивый тип пейзажа. Я бы его назвал «показательный» или «краелюбский». Он широко представлен рекламно-туристической и любительской продукцией. «Экспедиция» предъявляет другой тип пейзажа. Все определения условны и я пока не могу этот тип верно обозначить. Что-то вертится вокруг «нетронутый».

* * *

Взаимопонимание между участниками «Экспедиции». Такой ровный и уверенный результат выставки возможен только при ясном виденье цели и согласии с целью, в безусловной внутренней дисциплине вместе с необходимой степенью свободы. Цельность и взаимодополняемость экспозиции настолько поразительны, что заставляет меня сомневаться в неприязни коллективного творчества. Очень стройно, очень строго, очень чисто. Так работаю настоящие парни, которые строят жилье. Все разные, все со своими «дуриками»… Но в итоге стоит крепкий дом. На фоне других коллективных проектов «Экспедиция» - несомненный лидер. Мне кажется неверным подход с выделением в данном проекте худших и лучших. Простой пример – нулевые с точки зрения широкого зрителя работы Д. Короля с водой, «как вода» необходимы для полноценного восприятия путешествия. А вне контекста эти работы врядли привлекут пристальное внимание. Ну, пожалуй, в космосе, пожалуй… И так – по каждому автору. Именно в соподчиненности работ – эффект ансамбля и сила проекта. Такие выставки либо принимаются полностью, либо полностью отторгаются. Ковыряние в деталях – неуместно. Однако в безусловной удаче этой выставки заложена бомба. Проект будет продолжен. Даже сделать «не хуже» - гораздо сложнее, чем сделать начало на «5».

* * *

Самоограничение как метод могут себе позволить только мастера, знающие грань между простым и банальным. «Экспедиция» прошла по этой грани, не свалившись ни в одну сторону, допуская легкое балансирование, что вполне естественно.

Тост.

Злобные языки, склонные к досужим вымыслам могут прошипеть «ага, у бригады осталось еще 3 направления – на Юг, Восток и Север! Таким образом, эти фотомолодчики собираются поставить свой концептуальный крест на родной земле!» Возможно и такое. Но я хочу поднять свой чай за то, чтобы путь этой экспедиции превратился в спираль. И длилась она столько, сколько будет изучать этот мир Глаз божий – объектив. Удачи!



Мои козыри.

Недавно, после обещания автору N не беспокоить больше его литературный талант своим вниманием, я отправился в Лошицу. Хочу предложить высокому форуму отчет о 2-х часовом пребывании в указанном месте. Работы следует рассматривать снисходительно, в контексте смысла тех же 2-х часов напряженного интеллектуального труда в сети.


Немного цвета.


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Немного ч/б посвященного Игорю Савченко.


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Немного монохрома.


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Статья автора N начинается с ожидания Годо. По последним данным, Годо ждать не нужно – он не придет. Он теперь живет в Лошице. По крайней мере – я видел там его следы.
С Новым Годо!
С Новым Фотогодом!

Alex Skill [ 29 дек, 08 16:33 ]

Интересное начало. Только пожалуй это уже не ложка дёгтя, а ложка мёда или какого-то философского лекарства, которое вводит в состояние спокойствия и умиротворения (не свойственный до этого для текстов Валерия эффект, по крайней мере под маркой "ложки дёгтя"). :D

Понравилась фотография http://forum.znyata.com/tmp/vedrenko/ved_03.jpg (условное название "дерево-река"). Психоделично получилось. ;)

Sergey Mikhalenko [ 29 дек, 08 21:15 ]

Alex Skill писал(а):
Только пожалуй это уже не ложка дёгтя, а ложка мёда или какого-то философского лекарства, которое вводит в состояние спокойствия и умиротворения (не свойственный до этого для текстов Валерия эффект, по крайней мере под маркой "ложки дёгтя").

ну чтож тут скажешь - таковы были ощущения Валерия на события в декабре... проект авторский... и полное право автора сочетать мед с дегтем... ;)
ну и как в начале я написал - "Автор обещал быть более взвешенным и терпимым, нежели ранее."

хочу лишь отметить, что автору делает чести тот факт, что он оценивает события и результаты вне зависимости от действующих лиц... одних и тех же персон он может похвалить, либо разнести в пух и прах... всё зависит от того, что представили зрителю эти персоны...

Ведренко Валерий [ 30 дек, 08 11:05 ]

Видимо, чтобы ситуация не казалась странной,
к названию ветки стоит добавить «монологи».
Вот передовая молодёжь и аналогичные ветераны ратуют за изменения на форуме.
Ну вот…
У меня как-то интересовались, «а где можно попинать Ведренко?»
Ну вот…
Тема.
Я отправил !0 рождественских поздравлений знакомым по сетевой переписке.
5 в Литву и Польшу и 5- нашим. Ответили ТОЛЬКО поляки и литовцы.
Традиция у нас, видать по всему, такая. Такая национальная особенность.
Думать и молчать, молчать и думать.
В рожу плюнут, так сначала нужно проверить – а может это снег?
Да, скорее всего-снег…
И дальше–думать и молчать…
Хош - плюй, хош – цалуй…

Сергей Кожемякин [ 30 дек, 08 11:22 ]

Когда долго смотришь в бочку дегтя - деготь начинает смотреть на тебя.
С Новым Годом !

Ведренко Валерий [ 30 дек, 08 11:44 ]

Пробило...

klinamen [ 30 дек, 08 11:45 ]

Валерий, спасибо за "ложку дегтя".) - Хотя, если проследить идею дёгтя чуть дальше самой популярной метафоры с портящей всё ложкой, то один список болезней, которые он "лечит", вызывает уважение. Не говоря уже о смазанных колесах, чтобы не скрипели. -)

Если более серьезно, - , то ваша расшифровка разрыва (в позитивном смысле) между замыслом проекта и его выполненностью, "состоянием по факту" экспозиции очень близка моим наблюдениям. А определение "нулевой значимости" моих водных поверхностей стало неожиданной подсказской: действительно, внутри проекта должна быть определена нулевая поверхность, то есть место, где банальность совпадает сама с собой, сама себя поедает, тихонько причмокивая от удовольствия в уголке. ) С другой стороны, я за то, чтобы в петешествии все знаки-образы были реабилитированы. Поэтому и само путешествие определяю, кроме прочих важных мотивов и как то, что "лечит" ландшафт, заботится о нем, развивая новые формы взгляда и компоновки увиденного.

Ведренко Валерий [ 30 дек, 08 12:07 ]

Спасибо, Дмитрий. Особеннс За "колёса" Вы -единственный, кто обратил внимание на это применение дёгтя. Быть может это и есть
сверхзадача "Ложки"
С.К.Интересное физическое явление наблюдал в детстве. Когда, скажем, брызнешь водой не раскалённый утюг-он шипит! :D

Abadonna [ 30 дек, 08 14:53 ]

Ежемесячно залетающая муза - это сильно... :lol:

Ведренко Валерий [ 30 дек, 08 15:00 ]

Не то слово! Вы бы её видели! :D

Svetlana Poleschuk [ 30 дек, 08 16:55 ]

Что же Вы, Валерий, наделали! Прочла Ваш медовый отчет и не выдержала: завернула себя в тяжелую шубу, натянула ушанку, прыгнула на оленей и понеслась в “Нову”, дабы не пропустить последнее важное фотографическое событие в этом году.

Саму выставку посмотрела, признаюсь, поспешно, так как библиотека уже закрывалась, но фотографии Игоря Савченко опять потрясли и опять загадали ребус. О них и пойдет речь (на ветке выставки)
http://forum.znyata.com/viewtopic.php?t=7308&start=0

Ведренко Валерий [ 30 дек, 08 21:11 ]

Рад, что косвеено посодействовал появлению на свет Ваших впечатлений. Два пооледних абзаца прочитал с удовольствием!

Ведренко Валерий [ 01 янв, 09 23:55 ]

Замысел текущего момента.

« Экспедиция» не отпускает.
Особого внимания заслуживают фасадные развёртки, которые представили И. Пешехонов и Д. Король. Их можно сравнить со скрупулёзным описанием недвижимости в старинных белорусских инвентарях городов и усадеб.
Меня всегда охватывает растерянность и бессилие фотографа,
когда оказываюсь в центре
площади какого-нибудь местечка. Патологическая страсть насытить кадр максимумом информации заставляет меня искать особую точку съёмки, где сконцентрирована характеристика данного места. И, как правило, я её не нахожу. Приходится довольствоваться, вернее не довольствоваться разрозненными кадрами.
То, что представили авторы – просто, как детский рисунок. Обычный панорамный монтаж из фронтальных кадров фасадов. Но эффект – неожиданный. Я увидел то, что сам тщетно пытался найти.. Развёртки демонстрируют образ площади, какая она есть в действительности, но единовременно человек не в состоянии это увидеть на месте. И появляется новый, на мой взгляд, более достоверный образ. Такой документальный сюрреализм – невидимое предъявлено, оставаясь невидимым.
Здесь можно провести параллели с «тёмными углами» А.Флейшера.
Таким образом нам авторы показывают не замысел застройщиков площади( фиксируются все изменения), а замысел текущего момента. Замысел холодного времени.
И это интересно!

Uladzimir Parfianok [ 02 янв, 09 16:36 ]

Валера, спасибо за такое пристальное и проникновенное отношение к проекту-экспедиции.

Иссследование такого рода проектов, действительно, требует скорее не экспрессивной жестикуляции пассионария, а вдумчивого (а где-то даже и рационального) анализа профессионала. Тогда следы истинных смыслов и смогут выступить на поверхности различных формальных приемов, используемых участниками проекта...

Ты прав, будет непросто делать вторую (и возможно третью) части проекта, не опуская планку. Но мы будем стараться. Есть новые идеи и ты, кстати, кое-что уже проинтуичил! :D

Ihar Malashchanka [ 03 янв, 09 15:55 ]

Валерий, в искренность написанного Вами поверил со второго прочтения всех постов... Любопытно! Вы мёд с изощрённым пиаром не перепутали? Позавидовал Светлане... Как бы сорваться?... Пока же остаётся только изумляться и вчитываться...

Ведренко Валерий [ 03 янв, 09 20:24 ]

Игорь, в такое холодное время мёд нужен всем,
а вот зачем «изощрённый пиар» этой компании- объясните.

Сергей Кожемякин [ 04 янв, 09 9:18 ]

Предложение. (эй вы там, наверху - to Sergey Mikhalenko)

Раз "Ложка дегтя" заявлена как авторская колонка, даже вынесена как отдельная статья (вверху справа), может и надо разделить, где пишет только Ведренко (вдруг захочется на ночь к источнику глубокомудрости припасть'8)') и ветку, где идет обсуждение. Как, например, сделано с моей статьей. (текст отдельно, ветка отдельно). То же касается и статьи Полещук.

Деготь - зернам, мед - плевелам ! '8)'

Sergey Mikhalenko [ 13 янв, 09 18:15 ]

ЛОЖКА ДЁГТЯ
ЯНВАРЬ 2009
Валерий Ведренко

Фотохудожник Ее Величества Испании

Всем, кто был на открытии «Испанской мозаики» рекомендую сходить еще раз. Такие экспозиции как кабинеты гравюры в приличных библиотеках – требуют тишины и внимания.

Назвать фотографиями эти работы язык не поворачивается. Это какой-то особый способ фиксации времени и пространства, где точность деталей сочетается с условностью изображения, свойственной станковой графики. Например, почти во всех работах отсутствует рисунок неба. Оно представлено ровным тоном сепии, который является и заменителем белого цвета. Исчезает фотографичность, а особый акцент приобретает силуэт пейзажа и работа самоорганизовывается, избавляясь от второстепенных деталей, усиливает звучание главной темы. А главная тема работ – архитектура. Обычная фотография не обладает такой избирательностью.

О композиционном совершенстве уже много и справедливо говорилось. Однако, нетрудно заметить «завалы» горизонта во многих работах. Как ни странно, но эти огрехи придают пейзажу, лишенному неба, необходимую внутреннюю динамику и картинки воспринимаются очень современно. Ряд работ с соборной архитектурой напоминает графику П. Клее. Любопытно, что и съемки архитектуры проводились не в режимное время (как советуют мастера), а в полдень, до сиесты. Здесь помогают особенности мавританского стиля: рельефное декорирование плоскостей, богатых объемом при любом освещении.

Но абсолютные чудеса оптических иллюзий представляет работа с фонтаном в Барселоне. Это просто иллюстрация манифеста сюрреалистов. Струи воды стекают в водоем, где нет воды. Редкие фигурки людей намечены как размытые тени, а объем роскошного особняка, вопреки всем законам перспективы, растет вверх и вширь, как живой цветок. Это – супер. Это – доказательство непознаваемости бытия. Можно только благоговеть и что-то шептать про себя. Сразу на ум приходит византийская обратная перспектива и перспектива линейная, дальневосточного происхождения с их пластикой и религиозной нагрузкой.

Интересно, что эти две перспективы воспроизводит длиннофокусная оптика.

Хороший вопрос поднял Сергей Пилипович о мастерстве композиции старых мастеров и его отсутствии у новых молодых. Попробуем эскизно реконструировать образование Ч. Клиффорда (не имея никаких данных). Вряд ли человек без художественных навыков был бы допущен ко двору испанской королевы. Но если у Ч. Клиффорда и было художественное образование, то по всем позициям оно было дофотографическим – классическая живопись, архитектура плюс эстетическая среда первой половины XIX века в Европе. И знание живописи, живописной композиции очень убедительно демонстрирует постановочная работа в центре экспозиции. Группа людей у каплицы.

О ней можно написать как минимум повесть. Полный документ и космос метафизики. А ведь кроме знания живописи и графики этому фотографу опереться было не на что. Делаем выводы сами.

Что огорчило на выставке, так это ее дежурное совковое название. Прямо «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Оно и по содержанию неверно. Испанская мозаика – это вполне конкретное название вида искусства, всему миру известного работами атомного маэстро Антонио Гауди. Кстати, его корешки разбросаны по всем картинкам Ч. Клиффорда. Но в целом, достойнейшая выставка. Интересно, а что еще есть в запасничках?

Братство ущербных

Тут на днях два уважаемых немолодых авторитета по старой привычке обменялись любезностями. Да так круто, что руки поотваливались и подать их друг другу уже нет никакой возможности. Но меня заинтересовала одна любезность в форме эпитета «ущербный». Что-то в нем послышалось родное. И после недолгих, как обычно, размышлений на меня снизошло.

Ребята, так ущербные – это мы все. Абсолютно все, без исключения. Карма у нас такая – тутэйшая. Но если мы это поймем и согласимся, то вот и единственно возможная платформа для объединения. «Ущербный» обидно звучит. А вот «Братство ущербных» вызывает уважение и предполагает даже гуманитарное сочувствие. И не надо больше делиться на своих и чужих, на умных, очень умных и самых умных. Скучновато, канешне, зато тепло и руки целы. Может на что и сгодятся. Так что, кидаю лозунг года: «Ущербные – пристаканивайтесь!».

Статус слабоват

На открытие ходил.
Испанскую фотку открыли. Старинную.
Ну, чтобы «Ах!», так уже и не скажешь. У них и сейчас все такое стоит.
А сами фотки – так я и не понял…
У нас один парень трафаретом такие набивал. Плакаты в застой бомбил. Битлов-криденсов. Как-то и на фотки не похоже. Да и откуда 150 лет назад было нормальной фотке появиться.
И сходняк получился не сильно веселый.
Правильно дядя один сказал: «Статус слабоват!». Испания – без испанцев. Нет логики.
Ну, хотя бы повара из «Испанского кутка» б позвали. У них – что повар, что тореро!
«Нос горбинкой – хрен дубинкой» - говорит испанская пословица.
И у меня есть знакомая, ну вылитая Кабалье. Ей только намекни, любой статус поднимет. С любым фламенко справится. Лавандой бы вокруг побрызгали. Мадеры-хереса-малаги по глоточку. Смотришь, а далекая испанская мозаика становится все ближе и ярче! А так – не очень.
Вот Михаленко обещал Раковичу на его выставку «Песняров» заказать. Тех, что еще «Вологду» лабали. Ах, душка Кашепаров, давно его не видел..! Вот это подход! И выставка, точно скажу, будет сильная. А так…
Хорошо, но суховато.
Статус слабоват.

Svetlana Poleschuk [ 13 янв, 09 18:51 ]

Я вот недавно фильм смотрела Бекмамбетова о "братстве ткачей". Так там не все так просто, ткачи еще те.

Сергей Кожемякин [ 14 янв, 09 1:15 ]

Валера, текст твой еще не прочитал, но уже хочется сказать, а при чем тут фотография, когда в тебе литературный талант умер (в смысле умирает).

Ведренко писал Назвать фотографиями эти работы язык не поворачивается. Это какой-то особый способ фиксации времени и пространства, где точность деталей сочетается с условностью изображения, свойственной станковой графики. Например, почти во всех работах отсутствует рисунок неба. Оно представлено ровным тоном сепии, который является и заменителем белого цвета. Исчезает фотографичность, а особый акцент приобретает силуэт пейзажа и работа самоорганизовывается, избавляясь от второстепенных деталей,усиливает звучание главной темы.


Валера, а возможно ли говорить об этих работах вне исторического контекста развития фотографии и описывать в эстетических категориях технологические особенности раннего периода развития.

Для справки Альбуминовая печать
Процесс был запатентован в 1850 г. Louis-Desire Blanqart-Evrard. Альбуминовые отпечатки были первыми фотографическими отпечатками, в которых изображение возникало на эмульсии, нанесенной на поверхность бумаги. До этого использовались фотопроцессы, в которых изображение формировалось проникшими в волокна бумаги химическими реагентами. Альбуминовый процесс заключался в покрытии листов бумаги эмульсией из смеси альбумина (яичного белка), аррорута и поваренной соли. После высыхания получалась блестящая ровная поверхность, которую впоследствии покрывали раствором нитрата серебра, а затем экспонировали в контакте с негативом, изготовленным, например, по мокрому коллодионному процессу. Изображение на альбуминовых бумагах появлялось исключительно под воздействием света без какого-либо последующего химического проявления. Такой процесс требовал больших экспозиций, а [i]сам отпечаток был подвержен выцветанию со временем (чтобы избежать этого отпечатки иногда тонировали в хлориде золота). Однако такие преимущества этого негативно-позитивного процесса, как способность отображать мелкие детали и возможность многократной печати с одного негатива способствовали вытеснению прежних прямых позитивных процессов (дагерротипы и амбротипы).

Как ты понимаешь, ровный тон сепии и отсутствие деталей на небе является технологической особенностью эмульсии этого типа воспроизводить ограниченную часть видимого спектра. Как ты помнишь, оптическая или спектральная сенсибилизация была изобретена позднее Фогелем.

Тебе, как продвинутому фотошоперу трудно в это поверить, но это действительно фотография, а "не какой-то особый способ фиксации времени и пространства, где точность деталей сочетается с условностью изображения, свойственной станковой графики".

Успехов на литературном поприще. '8)'


Ложка дёгтя / Авторская рубрика Валерия Ведренко