Форум фотографов. https://forum.znyata.com/ |
|
Способы городского картографирования: опыт flaneuse?https://forum.znyata.com/viewtopic.php?f=12&t=7840 |
Страница 1 из 2 |
Sergey Mikhalenko [ 13 янв, 09 21:10 ] | |
Способы городского картографирования: опыт flaneuse? | |
Литературный музей Максима Богдановича (М. Богдановача, 7а) и инициативная группа «Женская креативная среда» представляют фотопроект: «Способы городского картографирования: опыт flaneuse?» (цикл фотовыставок растянутых во времени) Движение - неотъемлемый элемент города, нашей повседневной жизни, обладающей социальными, пространственными и временными особенностями. Всех горожан объединяет опыт современности. «Flaneuse» (существительное женского рода, образованное от французского глагола flaner – прогуливаться) уже давно доступен опыт фланирования: одинокого прогуливания по городскому пространству улиц, магазинов, парков, кафе и площадей. Это значит, что существует индивидуализированный женский опыт жизни в городе. Но именно такой опыт «современности» в ее частных проявлениях и весьма различной природы остается ускользающим. Женщина с фотокамерой, прогуливающаяся по городу, что она видит, что чувствует, помещая камеру между собой и всем тем, с чем она сталкивается? Фотографировать означает устанавливать некоторое отношение к миру, которое оказывается знанием о мире и себе самой. Городское пространство превращается для фланирующей в знаковую поверхность, которую она читает, снимая, присваивая и размечая шагами свои произвольные маршруты. Это придает определенную форму ее опыту (переживанию): остановится, сфотографировать и двигаться дальше. Шаги по городу не поддаются учету, у каждого своя манера движения, но благодаря шагам точки выстраиваются в траектории, между ними появляются связи и пространство обретает плоть…, превращаясь в карту, которую теперь, благодаря сделанным фотоснимкам, могут прочесть и другие. Фотографии передают и/или создают реальности flaneuse? Возможно, они являются самыми загадочными из всех объектов, которые изменяют и расширяют наше представление о том, что достойно взгляда, что мы имеем право наблюдать, они усложняют «современность». Фотографии flaneuse передают схваченный опыт (опыт захвата), и камера – это лучшее оружие для (само)осознания, понимания, фиксации смены настроений и развития восприимчивости. Фотографии имеют множественные значения, но известная писательница и публицист Сюзанн Зонтаг писала, что величайшая мудрость фотографического изображения говорит нам: «Такова поверхность, а теперь думайте, чувствуйте, постигайте с помощью интуиции то, что лежит за ее пределами. Вычисляйте, какова должна быть реальность при данном поверхностном обличии». Не объясняя ничего сами, фотографии служат неистощимым источником к размышлению. Ценность данного фотопроекта заключается в проблематизации женского фланёрского опыта, который не может рассматриваться в отрыве от конкретных городских маршрутов. Таким образом, мы предлагаем приблизиться к пониманию того, как соотносится женский фотографический опыт с телесным опытом flaneuse. Первая серия цикла представлена маршрутами: Анны Драпеза, Марины Батюковой, Ольги Битус, Надежды Дегтяревой. Вернисаж состоится 16 января в 17.00 (М. Богдановача, 7а) Доступна до 8 февраля. |
Uladzimir Parfianok [ 16 янв, 09 23:08 ] | |
по-моему, только Аня Драпеза со своими замечательными фотографиями оказалась (в некоторой степени) в форваторе гендерного вопроса, поднятого на этой выставке, и показала что-то "не-мужское"... может быть, проблема в том, что человек, взявший фотоаппарат в руки и вышедший в город с намерением фотографировать, как бы выходит за рамки традиционных гендерных различий??? выходя в город фоотографировать мы перестаем быть мужчинами и женщинами с фотокамерами в руках, а превращаемся в фотографов-охотников или фотографов-рыбаков (нужное подчеркнуть). мы должны вернуться домой с визуальной добычей - и это предопределяет наш маршрут перемещения по городу и смещает фокус наших интересов... гуляя по городу с фотокамерой в руках, мы ведем себя по другим законам, чем если бы просто фланировали по городским улицам без особой цели... |
Sergey Mikhalenko [ 17 янв, 09 0:57 ] | |
выставка хорошая... но ударение на "женский" мне показалось излишним... не увидел я ничего отличительно от "мужского"... как по мне, так нет смысла в творческих областях даже пытаться делить на женское и мужское... для меня существует личность, автор... а уж в юбку или в штаны одет этот автор - абсолютно не важно!!! давайте оставим это различие для других ситуаций... |
Сергей Пилипович [ 17 янв, 09 1:57 ] | |
Для остроты презентации гендерной концепции стоило бы пригласить на открытие только мужчин. Прочитав текст (до выставки), я был уверен, что экспозиция будет состоять исключительно из специально отснятых (в контексте идеи) фотосерий. А сложилось впечатление, что собрали экспозицию из того, что было. (в данном случае это не оценка отдельно взятых фотографий, а мое личное целостное восприятие) По-моему, текст поднял планку на реальную высоту и уже не фланировать надо было, а прыгать с шестом. Согласен с мнением Володи. +1 Нам еще осталось выяснить кто круче снимает: мужчина или женщина. С пленкой и цифрой уже похоже разобрались... |
Оля Шукайло [ 17 янв, 09 2:04 ] | |
Спасибо за выставку! В целом - очень хорошо. Вот если говорить о легкости и женской фотогарфии, то идя на выставку я ожидала увидеть там что-то другое, если честно. Но от увиденного ничуть не расстроилась, а наоборот, приятно была удивлена Вся легкость и воздушность, присущая Марине Бетюковой (вспоминая "Письма светом") осталась там. Сегодня были более земные работы, птицы и монашки потрясающе! Надежда Дегтярева как всегда порожает своим Брессоновским взглядом! От этих фотографий я просто не могу оторваться! Кажется - моргнешь, и уже не увидишь той картины... Доли секунды, фотография момента! Восхитительно! Голову сносит от фото с женщиной в автобусе и тенью(отражением) идущего человека... А отражения в воде??? Ну да, это уже было много раз и у каждого фотографа, наверно, но ТАК.... здОрово! В работах много солнца! Приятное место для проведения выставок! Будем ждать продолжения! Всем авторам больших успехов!!! |
irasol [ 17 янв, 09 13:41 ] | |
Спасибо за комментарии. согласна с тем, что сложно увидеть различия «женского» и «мужского» фотографического опыта города. Но идея выставки как раз и была в том, чтобы сделать эту сложность видимой, именно поэтому были только фланерши, без фланеров. Тем не менее, многие теоретики пишут о том, что женский опыт жизни в современном городе отличается от мужского. Например, Сеннет признает, что «правом ускользнуть в публичную уединенность (public privacy) представители разных полов обладали в неравной степени», что существующая граница между общественным и частным и есть средство, приковывания женщин к частному, тогда как мужчины сохраняют свободу пребывания в public privacy. |
Uladzimir Parfianok [ 17 янв, 09 16:05 ] | |
irasol писал(а): Спасибо за комментарии.
согласна с тем, что сложно увидеть различия «женского» и «мужского» фотографического опыта города. Но идея выставки как раз и была в том, чтобы сделать эту сложность видимой, именно поэтому были только фланерши, без фланеров. Тем не менее, многие теоретики пишут о том, что женский опыт жизни в современном городе отличается от мужского. Например, Сеннет признает, что «правом ускользнуть в публичную уединенность (public privacy) представители разных полов обладали в неравной степени», что существующая граница между общественным и частным и есть средство, приковывания женщин к частному, тогда как мужчины сохраняют свободу пребывания в public privacy. вот если бы этим фланершам приделать тайком какие-нибудь веб-камеры и потом сделать нарезку кадров с тех месте, где они задержали свой взгляд, то тогда и можно было бы получить настоящие документальные подтверждения теории о неравноценности мужского и женского блуждания по городским улицам http://znyata.com/kachan4/imgs/kachan056.jpg |
Сергей Пилипович [ 17 янв, 09 17:00 ] | |
irasol писал(а): Спасибо за комментарии.
согласна с тем, что сложно увидеть различия «женского» и «мужского» фотографического опыта города. Но идея выставки как раз и была в том, чтобы сделать эту сложность видимой, именно поэтому были только фланерши, без фланеров. Тем не менее, многие теоретики пишут о том, что женский опыт жизни в современном городе отличается от мужского. Например, Сеннет признает, что «правом ускользнуть в публичную уединенность (public privacy) представители разных полов обладали в неравной степени», что существующая граница между общественным и частным и есть средство, приковывания женщин к частному, тогда как мужчины сохраняют свободу пребывания в public privacy. Реализуя идею, главное не увлечься и, как следствие, не оставить саму фотографию без "одеяла". Все более приближаясь к "существующей границе", не перескочить бы в иследованиях в область разнополых (фланирующих) водителей и шопперов. Думаю, для чистоты эксперимента, следовало бы отправить по одинкавым маршрутам и фланершу, и фланера. Это, простите, банальная аксиома - белое мы воспринимаем через черное и т.п. Надеюсь, что результаты эксперимента, растянутого в пространстве и во времени, будут разниться меж собою не только маршрутами и постановкой по сути одного вопроса, а выразительной материализацией новых фотографических опытов. Всякое открытие - это открытие нового. |
irasol [ 17 янв, 09 17:48 ] | |
Подобный эксперимент с камерой уже был проделан Джимом Макбрайдом (Jim McBride) в 1968 году. Результатом стал культовый фильм «Дневник Девида Хольцмана» который перевернул существующие (традиционные) представления о документалистике… Что касается предложения «отправить по одинкавым маршрутам и фланершу, и фланера». На мой взгляд, это не продуктивно, можно просто регулярно посещать фотовыставки фланеров, которых предостаточно |
Sergey Mikhalenko [ 17 янв, 09 17:58 ] | |
irasol писал(а): Что касается предложения «отправить по одинкавым маршрутам и фланершу, и фланера». На мой взгляд, это не продуктивно, можно просто регулярно посещать фотовыставки фланеров, которых предостаточно
так ведь Сергей говорит "для чистоты эксперимента"... а так смысл в просматривании выставок, которые оторваны друг от друга не то что местом съемки, так еще и концепцией... вот если вам выставить ряд фотографий и предложить отгадать загадку, снимал он или она... с какой вероятностью сможете угадать? вы же ставите для себя какую-то задачу... так вот интересно какую? |
Сергей Пилипович [ 17 янв, 09 18:19 ] | |
Sergey Mikhalenko писал(а): вы же ставите для себя какую-то задачу... так вот интересно какую?
|
irasol [ 17 янв, 09 18:33 ] | |
Встречный вопрос, а зачем «отгадывать загадку, снимал он или она... ?» То, что без всяких экспериментов видно, что выставок франерш гораздо меньше, следовательно, их опыт остается затемненным, другими словами невидимым. А ведь снимают многие, не только те женщины, которые иногда появляются на «публичной арене». |
Daniel Anochin [ 17 янв, 09 20:48 ] | |
На счёт охотников и маршрутов. Вчера ехал с концерта в метро на Купаловской наблюдал картину. 2е музчин столкнулись выходя и заходя в вагон, перекинулись парой слов уже через 3 секунды эскиз кадра такой: один на перроне готов бить, 2й в вагоне посреди дверей с ножом в руке готов резать, позади полукругом ошалевшие пассажиры в немой сцене. Двери закрываются. А камера в сумке, еще на прошлой станции была в руках. |
Sergey Mikhalenko [ 17 янв, 09 21:26 ] | |
irasol, так все же, какую задачу вы перед собой ставили, затевая этот проект? и по поводу женщин... я ничего не имею против проектов, в которых ударение ставится на "женский"... но если честно, то смысла в них не вижу никакого... как уже говорил - для меня важнее автор и его работы, а не его пол... для кого-то может и интересно с исследовательской точки зрения - цвет волос автора, возраст, пол, географическое расположение, сексуальные предпочтения... ведь можно сделать выставку геев и лесбиянок, пытаясь выискивать в их взгляде что-то особенное... Цитата: Встречный вопрос, а зачем «отгадывать загадку, снимал он или она... ?»
Да потому как вы пишите "Ценность данного фотопроекта заключается в проблематизации женского фланёрского опыта"... так чем отличается женский от мужского? вы это сможете разделить, если вам не говорить автора изначально?.. и в чем "проблематизации женского фланёрского опыта"? |
Сергей Пилипович [ 17 янв, 09 23:23 ] | |
irasol писал(а): ...Но идея выставки как раз и была в том, чтобы сделать эту сложность (различия «женского» и «мужского» фотографического опыта города) видимой... Встречный вопрос, а зачем «отгадывать загадку, снимал он или она... ?» Ну, собственно, есть вопрос - есть и ответ. irasol писал(а): ...То, что без всяких экспериментов видно, что выставок франерш гораздо меньше, следовательно, их опыт остается затемненным, другими словами невидимым. А ведь снимают многие, не только те женщины, которые иногда появляются на «публичной арене».
Неплохо бы узнать насколько "гораздо" и действительно ли опыт участниц проекта и, в частности, Надежды Дегтяревой на столько "затемненный" и "невидимый"? Если уж ставить перед собой задачу появления на «публичной арене», стоило бы пригласить в проект фотографов (дико звучит женщин-фотографов), которые "прикованы к частному". Но, как оказалось (бы!) имеют свой уникальный, аки алмаз неграненый, фотографический опыт. А получилось, что на открытии выставки речь шла не о Фотографии, а совсем о другой теме, с благодарностью к тем, кто первый начал великое дело полового равноправия... а то, глядишь, и выставки этой могло бы не быть. А кто, собственно, против?! Шел-то я на выставку увидеть Фотографии и новый, другой взгляд на город, в котором мы все фланируем время от времени, а попал на контрольную погран-полосу, временно прихваченную скотчем... |
irasol [ 18 янв, 09 0:02 ] | |
Узнать насколько «гораздо меньше» легко, можно посмотреть по анонсам выставок на этом же сайте и сравнить. А ваша личная ассоциация попадания на «контрольную погран-полосу, временно прихваченную скотчем» мне очень понравилась |
Сергей Пилипович [ 18 янв, 09 2:15 ] | |
Спрашивайте! у меня дядя работает на ассоциативной фабрике, так у меня этих ассоциаций, как у дурного фантиков! |
irasol [ 18 янв, 09 16:09 ] | |
Сергею Михаленко Судя по количеству пришедших на выставку фотографов, вам удалось консолидировать фотографическую среду. Поздравляю, это большое достижение, пишу об этом без всякой иронии. |
Sergey Mikhalenko [ 18 янв, 09 17:04 ] | |
Ирина, ради консолидации собственно и проект Zнята создавался... цель еще далеко не достигнута... увы... но работаем над этим... заходите как-нибудь в гости, мы не прочь консолидироваться и с фланершами... ну хотя бы на общем интересе к фотографии... |
irasol [ 18 янв, 09 17:17 ] | |
Спасибо за приглашение, я у вас бываю на вернисажах, но и лично познакомится буду рада |