Форум фотографов. https://forum.znyata.com/ |
|
ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродноhttps://forum.znyata.com/viewtopic.php?f=12&t=19316 |
Страница 21 из 44 |
Mark Harl [ 23 мар, 11 21:48 ] | |||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |||
Дополнение к теме улица Василька. Фрагмент: пила топор и молоток.
|
-=Elena=- [ 23 мар, 11 23:10 ] | |
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |
Наталия, на первой фотографии - замечательное кафе, в котором вкусно кормят Только вот названия не припомню... |
MATUSHKA [ 24 мар, 11 8:46 ] | |
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |
Вот в этом кафе при магазине "Ратушный" выпила сначала чашечку кофе, рядом с кафе расположен модный бутик "Стиль", на витрене которого стоит картинка с видом площади в 30-е годы (ее как раз там и пересняла для ветки), а потом уже сфотографировала современный вид площади. Марк, спасибо за хорошую публикацию - очень интересная, спасибо. Хорошо было бы узнать историю старых водонапорных башен и увидеть фотографии художников, которые там работают в своих мастерских. Марк, сможете провести там фото-экскурсию? |
Mark Harl [ 24 мар, 11 14:42 ] | ||||||||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | ||||||||||
ВОДОНАПОРНЫЕ БАШНИ Башни "Кася" и "Бася". Которая из них Кася а которая Бася, и почему их так прозвали, мне неизвесно. Может кто из краеведов ответит? Северная башня (покрашена в розовый цвет) возведена в 1890 г., южная (желтого цвета, и она ближе к железной дороге) — в 1905 г-1910г. Водонапорные башни, возведенные «Всероссийским акционерным водным обществом» вскоре после открытия в Гродно водопровода. Они тоже считаются памятниками архитектуры в стиле эклектики. Долгое время здесь распологаются мастерские художников. ВОДОНАПОРНЫЕ БАШНИ памятник архитектуры. Построены в конце XIX начале ХХ в. Две кирпичные восьмигранные в плане башни ( 22 м) накрыты 8 скатными крышами В центре -- трубы для подачи воды в резервуары в верхних частях башен. Северная башня построена в 1910-е г. Ее фасады богато декорированы. Стены украшены пилястрами, лопатками, сухариками, фигурными наличниками, люкарнами. Карнизы с орнаментами, 'жемчужные' пояса, дентикулы разделяют здание снаружи на 4 яруса, третий ярус расчленен высокими сдвоенными полуциркульными окнами в неглубоких нишах, завершенных в виде кокошников. Перекрытия деревянные. Сочетание красного кирпича и белой штукатурки придает строению живописный колорит. Южная башня построена в конце XIX в. Ее фасады более сдержанны в декоре. Наличники окон и дверей сложной формы окрашены в белый цвет, 2 яруса разделены карнизами. Грани раскрепованы арочными и лучковыми окнами и нишами, углы выделены лопатками.
|
Mark Harl [ 24 мар, 11 14:47 ] | ||||||||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | ||||||||||
На задворках художественных мастерских...
|
Mark Harl [ 24 мар, 11 14:54 ] | |
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |
Хорошо было бы узнать историю старых водонапорных башен и увидеть фотографии художников, которые там работают в своих мастерских. Марк, сможете провести там фото-экскурсию?[/quote] На счет работ художников, постараюсь попасть в ходе экскурсии... «Гродзенскі трохкутнік» (шляхамі выпрабаванняў гродзенскіх нонканфармістаў) "Экскурсія будзе складацца з успамінаў В. Быкава, А. Карпюка і Б. Клейна, якія сышліся менавіта ў Гародні, утварыўшы своеасаблівы клуб вольнадумнай інтэлігенцыі - “Гродзенскі трохкутнік”. У розны час з гэтым асяродкам кантактавалі, Данута Бічэль-Загнетава, Вольга Іпатава, Браніслаў Ржэўскі. Прадстаўнікоў гэтага клуба можна назваць класічнымі “шасці…дзесятнікамі”. Яны ўвасаблялі базавыя рысы “шасцідзесятніцтва” – субкультуры савецкай інтэлігенцыі, што ахоплівала пакаленне, якое пераважна нарадзілася ў 1920 – 1930-я гг. Падчас экскурсіі Вы наведаеце музей В. Быкава, які быў створаны ў 2003 г. грамадскай арганізацыяй ветэранаў. Маршрут: Чыгуначны вакзал – вул. Ажэшка (універсітэт, дом Элізы Ажэшка) – вул. Тэльмана – вул. Савецкая (музей В. Быкава) –– Савецкая плошча (дом Клейна, гасцініца “Нёман”) – вул. Парыжскай Камуны – вул. Свярдлова (мастацкія майстэрні, від на рэдакцыю Гродзенскай праўды) |
Mark Harl [ 24 мар, 11 15:00 ] | ||||||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | ||||||||
[quote="MATUSHKA"]МНОГО ЛЕТ СПУСТЯ... Открытка 3: сквер на площади (ныне Советской) в начале ХХ века. На заднем плане - Свято-Софийский собор. Рисунок 4: сквер в середине 30-х годов, на месте православного собора построен католический костёл. Нашел у себя несколько интересных ретро снимков...
|
MATUSHKA [ 24 мар, 11 15:25 ] | |
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |
Марк, Вы просто профессиональный фото-экскурсовод. Спасибо за оперативность. Со своей стороны чуть позже расскажу об истории Свято-Софийского собора, раз его изображения появились на ветке. А вот с автором скульптур на гродненских улицах, снимки которых Вы уже показали, лично знакомы? Если нет, то познакомьтесь и представите его читателям нашей ветки. Надеюсь, что публикацией о скульпторе Владимире Пантелееве Вы откроете в ДОМе 13 новую рубрику - "Известные люди нашего города". |
Светлана Кандыбович [ 24 мар, 11 16:19 ] | |
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |
Спасибо,очень интересно было прочитать про художественные мастерские и "Касю" и "Басю". интересно все же узнать происхождение названий. Поддерживаю создание новой рубрики про известных людей Гродно. Какой дом без знаменитостей ) |
MATUSHKA [ 24 мар, 11 17:17 ] | |||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |||||
Спасибо, Светлана, за поддержку идеи. А сейчас расскажу про Софийский собор, который красуется на старых открытках нашего города. ИЗ ИСТОРИИ СВЯТО-СОФИЙСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА Стоял этот храм на нынешней Советской площади, где с 60-х годов ХХ века разбит небольшой сквер. Этот поражающий своим великолепием Свято-Софийский собор украшал наш город с 1804 года, храм был каменным, с колокольней, железными решетками ограды. Был он сооружен на месте развалин бывшего фарного костела (фары Витовта), который после пожара долгие годы не восстанавливался. Освятили собор 5 августа (ст. ст.) 1804 года, и все время своего существования он служил приходом не только для православных горожан, но и для жителей окрестных сел и деревень. В начале ХХ века в нем насчитывалось более 3 500 прихожан. При соборе были три приписные церкви, содержались восемь церковных школ для детей, четыре городских училища, Софийское братство, созданное при соборе, играло важную роль в духовном просвещении православного населения. Надо добавить, что в пользовании соборного причта было 67,45 десятин церковной земли и водяная мельница на реке Рось. Причт состоял из 8 лиц: настоятеля, двух священников, диакона и четырех псаломщиков. В соборе хранились православные святыни, среди которых находилась и чудотворная Казанская икона Божией Матери, которую после первой мировой войны перенесли в Свято-Покровскую церковь, где она пребывает и сегодня. 9 мая (ст.ст.) 1892 года Софийский собор сильно пострадал от пожара. Причиной пожара стало баловство мальчишек со спичками на соборной колокольне, куда они забрались, чтобы разорять голубиные гнезда. Горящая спичка упала в древесные стружки, оставшиеся после ремонта, и вспыхнул огонь. Утром, во время литургии, был замечен дым, протоирей Григорий Кудринский поспешил вызвать пожарных, но когда те прибыли на место пожара, из-за высоты колокольни они не смогли шлангом ручной помпы достать до горевшей части. Стали носить наверх воду ведрами, что было недостаточно для гашения разбушевавшегося огня. На помощь прибыли солдаты охотничьей команды и несколько рот Устюжского и Петрозаводского полков. Из-за того, что лестница на колокольне была узкой, активные действия пожарной команды не имели успеха: огонь охватил весь купол, стропила, жесть от пожара раскалилась и гнулась. Скоро вся колокольня покосилась набок и факелом упала на крышу главного соборного здания. Огонь распространился на всю крышу, рухнули стропила крыши и проломили среднюю часть в сводчатом каменном потолке собора, в отверстие посыпались искры огня. Колокола один за другим упали на землю, пробив четыре потолка колокольни. Два больших колокола (самый большой колокол весил 155 пудов) дали сильные трещины, два маленьких, как оказалось, не пострадали. К шести вечера пожар прекратился, из куч мусора и кирпичей кое-где был виден дым. Во время пожара иконы, церковная утварь и святые мощи были спасены. Теплая церковь Святителя Николая в южном приделе собора от огня не пострадала, в ней временно стали совершать богослужения. В течение семи лет Софийский собор перестраивался и ремонтировался, освящение нового собора состоялось 28 марта (ст. ст.) 1899 года. Теперь собор представлял собою белоснежный каменный храм с девятью куполами, усеянными звездами, колокольня собора стала выше, с северной стороны был сооружен придел во имя свв. Кирилла и Мефодия, первоучителей славянских, а с восточной стороны была устроена часовня для Голгофы. Все работы по переустройству Софийского собора были проведены подрядчиком А. М. Пимоновым под наблюдением архитектора В. Ю. Хросцицкого. Всенощное бдение в новом соборе совершил епископ Иоаким (Левицкий) в сослужении с архимандритами Николаем из Супрасльского монастыря и Стефаном из Жировиц. Все духовенство было облачено в золотые ризы – дар императора Николая II. В самый день освящения собора все улицы и дома Гродно украсились флагами, горожане были нарядно одетыми. На это торжество собралась многотысячная толпа верующих, прибыли генерал-губернатор В. В. Троцкий, попечитель учебного округа Н. А. Сергиевский, экс-губернатор А. Е. Зуров и др. почетные гости. Приведу небольшой фрагмент из воспоминаний старой жительницы Гродно Н. Р. Козловской: «В годы первой мировой войны многие жители эвакуировались в Россию, в здании Нового замка открыли военный госпиталь для раненых, которых с вокзала привозили на телегах. Мы часто видели, как их везли по нашей улице. Как-то раз у Софийского собора собралось много казаков и жителей – в Гродно приехал государь Николай II. У мамы на руках был мой маленький братик Саша, поэтому ее не пустили в собор, сказали, что государь будет говорить, а если ребенок заплачет, то речь его не будет слышна людям. Но я вместе с девочками из первого класса гимназии попала в собор, я стояла в ряду учениц и видела царя очень близко. Он был в простой солдатской шинельке, царица была в сереньком пальто и шляпке, их дочери Татьяна и Ольга были тоже очень просто одеты. После молебна в соборе царь и гродненский епископ Михаил (Ермаков) поехали в госпиталь навестить солдатиков. Очевидцы потом рассказывали, что государю показали одного солдата, у которого бомбой были оторваны руки и ноги, и его всего запеленали в марлю, как младенца. Когда царь Николай увидел этого несчастного, он встал перед ним на колени и со слезами на глазах стал с ним разговаривать. Раненый солдат стал о чем-то тихонько просить царя, но царь поднялся на ноги и ответил резко: «Нет моего согласия на то, что ты просишь!» Как потом оказалось, этот несчастный попросил у царя, чтобы тот приказал докторам умертвить его, потому что сильно страдал от ран…» В 20-е годы ХХ века, когда Гродно стал польским городом, местные власти перестроили здание Свято-Софийского собора в католический костел. В 1961 году, когда Хрущев объявил в советской стране богоборческую кампанию, этот костел был взорван. С тех пор здесь и существует только небольшой скверик. Добавлю несколько фотографий личностей, о которых упоминаю в своем рассказе: Изображение 1: владыка Иоаким (Левицкий) на соборной иконе Новомучеников и Исповедников Российских, которая находится в православном мужском Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США). Был причислен к лику святых Русской Зарубежной Православной Церковью в 1981 году. Владыка Иоаким был первым гродненским епископом, принял мученическую кончину от рук большевиков как архиепископ Нижегородский. Изображение иконы из моего архива, публикуется впервые. Фото 2: гродненский архиепископ Михаил (Ермаков), это он сопровождал царя Николая II во время его посещения госпиталя. Умер в сане Митрополита Киевского 30 марта 1924 года. Фото из моего архива. Фото 3: император Николай II в годы первой мировой войны.
|
Mark Harl [ 24 мар, 11 18:04 ] | ||||||||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | ||||||||||
Тут час спынiуся! Гарадзенскiя гiстарычныя каштоунасцi у занядбаным стане.
|
Mark Harl [ 24 мар, 11 18:09 ] | |||||||||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |||||||||||
Працяг...
|
MATUSHKA [ 24 мар, 11 18:11 ] | |
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |
Марк, ходите по моим следам! |
Mark Harl [ 24 мар, 11 18:18 ] | |
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |
MATUSHKA писал(а): Марк, ходите по моим следам! Я что то пропустил? Было уже? |
MATUSHKA [ 24 мар, 11 18:30 ] | ||||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | ||||||
Увы, все это было снято зимой и уже опубликовано. Но утешимся, что у нас на почти одинаковых снимках немного другой ракурс и настроение. А вот картинку номер 2 Вы, Марк, в этом же месте города пропустили.
|
Mark Harl [ 24 мар, 11 20:34 ] | |
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |
Спасибо за прекрасный рассказ про Свято-Софийский собор! |
Mark Harl [ 24 мар, 11 20:43 ] | |||||||||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |||||||||||
С огнем человек дружил и в то же время боролся с незапамятных времен. На селе, да и в городе нередко говаривали: если вор, унося из дома многое, все же нетронутыми оставляет стены, то пожар и их не щадит. Тот памятный гродненский пожар Навсегда вошел в историю нашего города грандиозный пожар, имевший место в начале лета 1885 года. Огненная стихия уничтожила, по сути дела, все то ценное, что создавалось горожанами на протяжении десятилетий. Выгорело практически полгорода, до железной дороги. Клубящийся черный дым был виден за десятки километров. Увидели его даже в Белостоке. Именно из этого города по железной дороге прибыла целая пожарная бригада с двумя насосами. Первой забила тревогу на всю тогдашнюю российскую империю, призывая оказывать помощь погорельцам, писательница Элиза Ожешко. И призывы писательницы не остались без внимания. Никто иной как великий русский писатель Антон Павлович Чехов напечатал по поводу гродненской трагедии фельетон «На луне». В нем автор подверг резкой критике городское, да и губернское начальство, которое оставило несчастных жителей наедине с бедой. На открытый писательницей счет из разных городов империи начали поступать переводы. Все они пошли на помощь гродненцам, чьи жилища пострадали от пожара. Память о благородной инициативе популярной писательницы живет в Гродно и по сей день. И не случайно благодарные гродненцы прозвали её «мамочкой». Тот гродненский пожар инициировал начало строительства фундаментальной пожарной каланчи. В 1902 году она вступила в строй. С тех пор и по сегодняшний день на самой верхней галерее дежурит бессменный пожарный. Правда, в наше время это всего лишь манекен в одежде и экипировке тех далеких времен. Если бы не ксендз Мельхиор Фордон С нашей пожарной каланчей связан и один из трагических и в то же время оптимистических эпизодов городской истории. Но это уже событие времен Первой мировой войны. В 1915 году, когда бои велись за город, немецкие наблюдатели обратили внимание, что кто-то на городской каланче подает условные сигналы. Так они истолковали отблески света с каски дежурного пожарного. После того, как кайзеровские солдаты вошли в город, они сразу же арестовали группу пожарных и, недолго думая, погнали их на расстрел к стенам занеманского Францисканского костела. Но как раз на месте предстоящей казни оказался ксендз Фордон. Он растолковал немецкому офицеру, что эти люди просто выполняли свой долг, находясь на посту. И их немедленно освободили. Но как раз в это время неподалеку загорелся дом. И команда только что приговоренных к смерти людей бросилась к месту пожара и очень быстро потушила его. Автор Витольд Ивановский
|
Игорь Юцкевич [ 24 мар, 11 20:55 ] | |||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |||||
также… из гродненских поездок…
|
MATUSHKA [ 24 мар, 11 22:42 ] | ||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | ||||
Классные картинки нашего города, особенно аллея, которую и узнать нельзя. Игорь, продолжение будет? Марк, а у нас творческое половодье - столько тем нахлынуло вдруг и все сразу выложили в ветку. Добавляю свои снимки этих же городских видов.
|