Форум фотографов.
https://forum.znyata.com/

НеСуществующая Европа: выставка в Вильнюсе


https://forum.znyata.com/viewtopic.php?f=12&t=3697
Страница 1 из 2

Валерий Лобко [ 22 дек, 07 8:17 ]
НеСуществующая Европа: выставка в Вильнюсе

Изображение

Очень камерный университетский проект, что-то вроде весьма облегченного варианта «Объективной Литвы», которая многих участников (студентов) разочаровала, как это подтвердили недавние разговоры в Вильнюсе перед открытием выставки.

Весьма странно (мы со Светланой были на открытии) также выглядел итог, сама эта выставка работ, вызывающая у всех, с кем мне удалось поговорить, стойкое впечатление отсутствия какой-либо задачи, так что на эти же грабли наступать не хотелось.

http://www.ehu.lt/news/news/0008654/

Вместе с тем «НеСуществующая Европа» уже на уровне концепции для участников выглядела весьма напряженно, и еще не подозревающую о всех препятствиях коллегу Екатерину Лавринец (Вильнюс), «идеологического» куратора, своими сроками проект также весьма удивил.

Поскольку результат планировалось построить преимущественно на свежей съемке, то и погода, и разные отчеты студентов, и сам декабрь со своими обычными проблемами печати перед сезонным циклом праздников сразу формировали веселенький фон. Как для кураторской, так и для съемочной задачи все было непросто… больше двух съемок студентам в самом деле не удалось провести, а кто-то из списка отобранных просто не успел включиться.

Еще и Светлана не смогла выступить в качестве куратора выставки ввиду занятости, так что пришлось втягиваться в новое партнерство… времени на раскачку просто не было.

Мы использовали для отбора участников, просмотра начальных работ, консультаций и конкурсного отбора специально созданный офис на MyQuire; в выходные перед сбором работ и подготовкой их к печати, когда нужно было проводить основную работу и по выставке, сервер подло упал…

Тем не менее, большая часть прошедших тест (дизайнерской во многом по специфике задачи проекта) участников в работу включилась, а в воскресенье ночью почта не очень исправно, но работала на прием дополнительных десятков мегабайт файлов, которые нужно было к среде откорректировать, распечатать, смонтировать (уточняя) экспозицию по предварительному плану, смонтировать к открытию в среду…

Валерий Лобко [ 22 дек, 07 8:37 ]

НеСуществующая Европа

фотографический проект студентов
Европейского Гуманитарного Университета в Вильнюсе

Провокационное заявление в духе Остапа Бендера («Европа не существует!») является приглашением к разговору о том, что мы понимаем под «европейским», и в то же время – эвристическим приемом, позволяющим сбить с толку взгляд, привычно ищущий (и находящий) в европейских городах картинки из гидов.

Эффект, достигающийся с помощью этой провокации – расфокусировка взгляда и некоторая растерянность, сродни той, что испытывает турист, потерявший путеводитель в чужом городе, или горожанин, заблудившийся в родном городе. Смею предположить, что состояние перехода, балансирование между восприятием «одного европейского города» как своего – и чужого, соответствует ситуации авторов выставки. Пребывание в этом промежуточном состоянии позволяет продуктивно работать с концепцией «европейского».

Что же мы видим, когда желаем увидеть «европейское» – и чего мы не видим? Визуальное исследование, проведённое участниками фотопроекта, обернулось рядом неожиданных находок. Поскольку вопрос о настройке исследовательской оптики был неотъемлемой частью проекта, оптические эффекты стали одним из мотивов, сквозящих в представленных работах. Отражающие поверхности, множащие, искажающие, проявляющие, дробящие: зеркальные витрины, в которых отражающееся обилие товаров начинает казаться иллюзорным; вывески и надписи, из которых складывается параллельное текстовое измерение, порой контрастирующее с городской повседневностью.

Обилие отражающих поверхностей, множащих образы города, привносят ощущение дистанции, возможно, даже некоторого одиночества самого наблюдателя, бродящего по городу с фотоаппаратом в поисках несуществующей Европы. Однако наряду с этим мотивом в представленных работах проступает тема поиска уюта и тепла в зимнем городе – и контакта с уличными персонажами.

Во время работы с проектом его участники, встреченные в торговых центрах, представляли собой живописное зрелище. Они выделялись из толпы покупателей, поскольку занимались съемкой лишь им заметных вещей. Работа над пониманием «европейского города» стала частью городских повседневных практик – и хочется верить, в будущем будет продолжена.

А что же с несуществующей Европой?

В ходе работы над проектом начал кристаллизоваться неожиданный вывод, который изначально не был запрограммирован: Европа – это не объект, а скорее, некий режим восприятия города, с которым можно играть.

Маршруты в понимании «европейского» прокладывали: Мария Смоленчук, Екатерина Нестерова, Дмитрий Белуш, Татьяна Федоренко, Ирина Мощенская, Алеся Медушевская, Оля Мишина, Павел Цыганков, Анна Самарская, Наталья Ганцук.

Катя Лавринец

Slava_Potalakh [ 22 дек, 07 11:58 ]

О госспади, а без слова Европа низя обойтись, пластинка уже наверное заела...

Валерий Лобко [ 22 дек, 07 12:14 ]

Как?

Вот фрагмент описания:

«Где начинается и заканчивается Европа? Что значит — быть европейцем? Что определяет «европейскость»: традиция, уровень жизни, история, географические границы, свобода передвижения, экономическое развитие, демократические принципы? Кто обладает правом называться европейцем?

Фотографический проект «Несуществующая Европа» является формой визуального исследования европейской идентичности с точки зрения белорусских студентов в Литве, людей, которые формально европейцами не являются. Как они понимают, что такое «европейское»? Как они видят ту Европу, что для них «не существует», являясь всегда запредельным предметом желания? Как они переживают опыт собственного «не существования», будучи зачастую in between – между Европой и Беларусью. Основными категория данного социально-визуального исследования являются понятия «европейскости», «границы» и «перехода», «условности» и «отсутствия».

Люди с особым статусом в Европе – не-граждане, люди с временным видом на жительства, эмигранты – видят детали, которые кажутся обычным европейцам несущественными, нюансы, которые едва различимы, различия, которые ускользают от привычного взгляда, они обладают взглядом, который делает саму Европу – мифом, несуществующей субстанцией, условным пространством переговоров.

Этапы прохождения проекта:

Фотографический проект походит в два этапа:

1. Теоретически-дискуссионный этап:

а) презентация идеи проекта;
б) лекция о Европе и ее границах;
в) дискуссия (круглый стол) на тему Европы и европейской идентичности.

2. Практический этап:

а) отбор участников;
б) работа участников с фотографом (мастер-класс);
в) подготовка и открытие фотовыставки

…».

Валерий Лобко [ 23 дек, 07 12:37 ]

Вот несколько снимков интерьера после события уже. Дежурный Владислав (поляк с отличным пограничным белорусским) начал уже обход вечерних владений…

Изображение

Валерий Лобко [ 23 дек, 07 12:43 ]

Одна из наших героинь…

Изображение

Вообще Ира сработала удивительно удачно сразу, с самым началом проекта… То ли занятия у Андрея Ленкевича так продуктивны, то ли это еще дух «Творческих Мастерских» работает. Некоторые ее заготовки и серии могут быть развиты до самостоятельных проектов.

Карман холла с почти персональной выставкой работ Иры М. в пределах университетской версии «НеСуществующей Европы».

Изображение

Изображение

Функционал этих карманов, кстати говоря, довольно неясен, но они имеются на двух этажах и замечательны в качестве камерных студий для работы с одной вспышкой.

Теперь вот и при проектировании выставки карман был использован как своеобразный выставочный зал на одного автора и практически на одного вдумчивого зрителя…

Валерий Лобко [ 23 дек, 07 12:50 ]

Фронтальная стена:

Изображение

Боковая стена:

Изображение

Торец холла:

Изображение

Валерий Лобко [ 23 дек, 07 13:02 ]

Такая вот еще встреча была в Вильнюсе, с Л.:

Изображение

Svetlana Poleschuk [ 23 дек, 07 16:00 ]

Спасибо за информацию! А то Надю как-то не удается распросить, что там было и как. И на майкваир не было доступа с фото. Я написала текстик об этом проекте (о его концептуальном контексте). Возможно, он появится в ближайшее время на "Новой Европе"

Svetlana Poleschuk [ 23 дек, 07 16:08 ]

Slava_Potalakh писал(а):
О госспади, а без слова Европа низя обойтись, пластинка уже наверное заела...


Ну, не намного более заезженная пластинка, чем традиционные возгласы минского фотографического бомонда: мы самые первые, мы самые талантливые. ;)

Валерий Лобко [ 23 дек, 07 17:05 ]

Да,

это за мной должок, прислать сами комплекты авторских листов.

Соберусь сейчас, это давно готово было, только в последнюю версию введены были некоторые изменения, так что коррекция некоторая все равно потребовалась бы.

Валерий Лобко [ 01 янв, 08 12:17 ]

Вот еще:

Ира… А как быть в настроении, когда не привезли важную работу. Выяснилось потом, что не было трех… как хорошо, что был запас:

Изображение
Фото С. Боровиковой

С другой стороны, важная добавка в копилку опыта, пригодится для работы в условиях, когда напрашивается слово «экстремальный»…

SNIPER [ 03 янв, 08 19:38 ]

ну и что тут такого европейского в фотошоповских упражнениях в орнаменталистике, скажем, на боковой стенке???

поскоку выставка нам, убогим из неевропейского асяроддзя, не доступна, то, было б, коректнее, сделать ее мини-веб-версию. а то не понятно, чему тут алилуйя поется...

Валерий Лобко [ 05 янв, 08 14:41 ]

Ага.

Только да этих работ Паши еще нужно добраться.

Пока вот по порядку — две рабочие тетради со снимками небольшого разрешения, что удобнее для сетевого варианта. Вообще же использовались полноразмерные версии.

Мария и Катя
Изображение

http://academy.znyata.com/xar/ne_work_mk.xar

Дмитрий
Изображение

http://academy.znyata.com/xar/ne_work_drm.xar

Таня и Алеся
Изображение

http://academy.znyata.com/xar/ne_work_ta.xar

Валерий Лобко [ 05 янв, 08 16:07 ]

Ира
Изображение

http://academy.znyata.com/xar/ne_work_i.xar

Таня (вариант с зимой)
Изображение

http://academy.znyata.com/xar/ne_work_tv.xar

Ольга и Павел
Изображение

http://academy.znyata.com/xar/ne_work_op.xar

Собственно, по поводу реплики:

После начального обсуждения: «…все вроде бы ясно и понятно. Нужны фотографии, которые будут выгодно смотреться в выставочном пространстве с позиции неискушенного зрителя и где будет явно выражена тема несуществующей европы (в моем случае требуется фотографически обыграть текстовые знаки Европы в Вильнюсе, так чтобы они явно ставили под вопрос ее действительное существование)».

Итоговое решение: «О глянцевой Европе, или продолжение серии Opa_Europa. Старался создать и выразить в фотографиях то, что в Литве, на мой взгляд, не в большем количестве присутствует и пришло не так давно. К тому же, пытался представить свое видение яркой, броской, причудливой, непонятной Европы, которая, как дано на фотографиях, видится только через объектив....»

Валерий Лобко [ 05 янв, 08 17:15 ]

Это — еще отдельный вариант работ Павла, где буквально реализуется идея «двухпространственности», достаточной полярности сегодняшнего «европейского» бытия Литвы.

Изображение

Изображение

http://academy.znyata.com/xar/ne_work_pt.web

Svetlana Poleschuk [ 05 янв, 08 21:55 ]

Найти Европу: литовские хроники.

Авторы хроники: Надежда Гусаковская и Светлана Полещук

http://ehu.lt/news/news/00008980/

Валерий Лобко [ 05 янв, 08 22:01 ]

Анна
Изображение

Автор: «Когда я задумывалась над понятием ‘Европейскость’ ко мне пришло осознание того, что людям, горожанам совершенно все-равно: живут ли они в городе Европы или нет. Оттого они становятся просто 'passerby' — прохожими. Каждый со своей историей. Но историей, совершенно не согласованной с ритмами самого Города».

Показалась очень любопытной фотография (самая правая здесь на листе), когда возникает ощущение не только описанное Анной, но также ощущение странного взаимного отторжения: городу тоже все равно, кто проходит его улицами: у него — своя и самодостаточная жизнь…

Но в итоге выбор был все же в пользу черно-белой серии, в рабочем файле некоторые снимки, правда, недостаточно велики, чтобы рассмотреть их в деталях, а там две как раз работы нуждаются в анализе деталей.

http://academy.znyata.com/xar/ne_work_a.web

Наталья
Изображение

http://academy.znyata.com/xar/ne_work_n.xar

Валерий Лобко [ 06 янв, 08 13:58 ]

Еще вот об общих накладках, которые повлияли на результат.

Опытный оператор в кодаковском сервисе провел, как потом выяснилось, коррекцию некоторых фотографий. Не исключено, что это могло изменить плотность тех работ, которым по условиям освещения в холле нужна была компромиссная печать (скорее более светлый вариант, чем норма или более плотный).

Поэтому при беглом просмотре сильно выпадал фиолетовый блок Алеси (вполне работая, как важное визуальное экспозиционное пятно) и, что весьма обидно, «торцевые» работы Натальи, очень важные для сквозной логики выставки, не сработали так, как предполагалось (см. рабочий файл).

Вот этот снимок из «Долгого проживания зимы» вышел в печати достаточно плотным, даже для фронтальной стены, где и освещение получше, и подойти можно ближе:

Изображение

Фрагмент работы Алеси, достаточно сложный для считывания в итоговом варианте:

Изображение

Проблема, собственно, видна вот здесь. Вечернее свещение — не самое лучшее (в этой части — не галогенки), а расстояние для просмотра — довольно большое:

Изображение
Изображение
Фото С. Боровиковой

Ну, и в рабочем файле имеется версия третьей работы, которая пострадала совершенно очевидно, ее даже в оригинале нужно было еще светлее делать все же.

При дневном освещении ситуация будет чуть лучше, так как там довольно светлый участок стены, два окна все же… При солнце, правда, свои проблемы…

Такая же плотная печать отличала и одну важную работу у Тани, как раз в том случае, когда нужна была буквальная, хорошо заметная и в то же время тонкая иллюстрация идеи «одиночества в уютном доме».

Я не исключаю, что сработал неизбежный эффект печати без предварительной пробы, без приладки к конкретной машине, но на части снимков это ведь никак не сказалось — они были идентичны экранным версиям.

Времени же на пробы не было, так как нужен был хоть какой-то запас времени на подгнготовку самой экспозиции, монтаж… Еще и сами карты развески не удалось распечатать, так как у студентов параллельно рендерились 3D-работы для просмотра в день открытия, так что пришлось пожертвовать этим фрагментом плана работы — доступа к нужной части диска на машине через сеть не было…

*

План же был, если говорить о технологиях «проектирования проекта», следующим. Рабочая концепция сразу включала в себя представление о том, что мы стремимся к помощи в создании авторских решений, и что нам нужно будет эти решения внятно донести до зрителя в конкретных условиях. При этом выставка в «Русской галерее», как более далекая, отодвигалась на второй план. Холл в университете становился основной площадкой, где авторские листы нам и нужно будет представлять и представлять адекватно в пределах общего (и хорошо считываемого) решения.

При этом для меня, скажем, сомнений не было, что показ практически любого рода — это не сумма хитов того или иного автора; в данном же случае уже имелась концепция и ее рабочая интерпретация. Все это предполагало, что авторы должны достаточно быстро вменяемо визуально высказаться в тестовой съемке и (в меньшей степени) откомментировать эти работы для точности. Вот этот набор «концептов» затем и должен был разрабатываться, при этом все время подчеркивалось, что важно не просто тонко и нежно пропеть что-то свое, но вступить в выразителшьный диалог со зрителем в конкретных выставочных условиях.

Зрители — вначале приглашенные на выставку гости и сами участники, а затем — студенты двух ВУЗов и преподавателм. Одни из них буквально живут холле на диванчиках, питаясь беспрводным Интернетом, другие — быстро проходят холл, третьи — зависают там со стаканчком кофе в беседах на какое-то время… Для одних, следовательно, важно «преобразовать» интерьер убедительно, сохраняя его привлекательность и значимость в течение хотя бы некоторого времени, для других важно иметь такие визуальные стимулы, которые будут периодически отвлекать их от почтоянных забот, переключать на рассматривание кусочками того или ного фрагмента экспозиции.

Выраженная авторская концепция, следовательно, была необходимой составляющей проекта — такой фрагмент должен был быть в значимой степени самодостаточным, являясь в то же время частью большего целого. Должны были быть и визуальные, и смысловые связки частей всей экспозиции.

Так что кураторская работа необходимо выражалась в достаточно выраженном силовом диалоге, когда сразу отбирались наиболее конюънктурные и хорошо считываемые вещи. Часто снимки любопытные, возможные в качестве начала серии, но требующие большого времени м доброй игры случая, отвергались, как неперспективные. Или, скажем, выделялась какая-то одна работа, позволяющая формально более грубо и убедительно передать идею.

Конечно, начального «насилия» над авторами не было, но конкуренция результатов и работа в рамках определенного решения предполагалась уже сразу на следующем этапе.

*

Прошедшие тестовый отбор авторы (в паре случаев — фактически авансом, под «идею») должны были немедленно включиться в создание итоговой версии работ. Мы также оставили возможность изменить авторскую идею, если отснятый материал «повел» бы в свою сторону и договорились, что в каких-то случаях результат может быть усилен уже имеющимися у автора ранее снятыми вещами.

Несколько человек так и не смогли показать результаты съемки, возможно, просто не смогли заняться проектом (эффект декабря). В одном случае вербальное начало превосходило визуальное; одна очень любопытная съемка с показом сохранения вещей аутентичных при любых обстоятельствах, когда «не существует», не сказывается на традиционной культуре не только Европа, но и любые другие мощные внешние напластования, не была реализована, как выяснилось, чисто из-за коммуникационных проблем. Очень жаль.

В какой-то момент казалось, что выставку придется собирать из работ трех-четырех лидеров (чего было достаточно), но результаты появились, в том числе и у авторов «второго» эшелона, подпирающего «избранников», так что ближе к моменту работы над версией выставки для университета стало уже просто горячо, возникла проблема выбора.

Тут как раз возникла параллельно и другая, неочевидная авторам и сторонним наблюдателям проблема — исчезли отдельные работы, появилась авторские решения и стал возникать диктат более высокой формы представления этих работ в конкретном пространстве.

А оно довольно специфично с точки зрения возможности рассматривания работ (только у одной стены имеется возможность подойти близко к работам), их освещения, наличия выставочного оборудования, которое определяло количество крупных увеличений, сам технический запас снимков на то или иное увеличение.

Была, естественно, и проблема отдельных работ, возможность их сочетания в авторском комплекте, возможности вписать комплект в то или иное место выставочного пространства, когда и формальные, и смысловые вещи не случайны, в вполне адекватны идее, сами комплекты ведут вменяемый и отдельный разговор со зрителем, находясь вместе с тем под общей «обложкой» выставки.

Поэтому, думаю, в результате и были вопросы, почему какие-то важные снимки у того или иного автора оказались «за бортом», почему предпочтение определенным направлениям съемки в центре «Европа» было отдано этому автору, а не другому, более оригинальному в решениях…

По той же причине кстати говоря, некоторые претенденты были отрезаны на самом первом этапе — очень тонкие решения мы просто не смогли бы убедительно показать в выставочной форме и, второе, была бы нерешаемая проблема комбинаторики в пределах конкретного пространства. Я уже говорил и о сложности управления некоторыми переменными, связанными, скажем, с ограниченной возможностью показать тот или иной формат работ на выставке.

Большая часть оборудования — рамки 30 х 40, что пригодно для работы с фронтальной стеной (и/или крупными планами) на остальных, в целом для холла это мелковатый формат.

*

С другой стороны, буквального выкручивания рук все же не было — те авторы, которые могли физически (третий курс практически и не мог отвлечься на проект из-за просмотров, мы поэтому нескольких предположительно важных авторов вообще не получили) участвовать, могли поработать с макетными файлами, предлагая свой вариант решения.

Поэтому вообще не трогалось авторское решение Ирины, поскольку была возможна изолированная подача фрагментов ее серий в кармане и не под стеклом. Предложенный комплект Алеси (лучше работающий при последовательной линейной подаче), несколько преобразовывался с учетом блочной подачи и места (некоторые работы были даны крупнее и в чуть другом кадрировании.

Дмитрий использовал большее число работ и, на мой взгляд, визуально проиграл, можно было пожертвовать парой работ, оперируя двумя «тройками» большего формата.

Большие авторские комплекты — большие проблемы. Важные наработки Кати и Наташи пришлось резать очень сильно, создавая акцент на определенной составляющей их концепций. Еще и потому, что сами работы все равно остаются в фонде проекта, позволяя формировать другую версию выставки, дискового или сетевого показа, а желательной цельности можно было и не достичь при использовании других версий комплектов.

Было также желание не потерять любопытные находки. Скажем, у Кати был чудный пример сопоставления старой и новой архитектуры — почти буквальный визуально повтор сложного старого решения, но в простых новых геометрических формах. Понятно, что работа Маши, кторой открывалась выставка, не была полностью адекватной, но эта перва работа несла в себе похожую мысль, а очень заметные далее листы Кати эту идею в значимой мере поддерживали.

Был еще и «вневыставочный» компонент проектирования, важное соображение, оказывающее влияние на отбор, связанное с тем, что проект включал и образовательную компоненту. Нужно было поощрить тех авторов, для которых проект стал в значительной мере этапным, позволил совершить начальный переход от бытовых картинок, снятых по случаю, в работу для публичного показа, целенаправленную и ответственную.

Поэтому Павел, скажем, наработавший довольно большое количество снимков, благодаря чему удалось создать ироничную и визуально очень декоративную интерпретацию невиданной доселе «СверхЕвропы», получил некоторое преимущество по отношению к авторам, у которых умение уже «в кармане». Равным образом «вытаскивались» начинающие авторы; надесюь, этот стимул оправдан и понятен.

В целом же результат огорчал местами в большей степени техническими накладками, но не подходом, что важно.

Такие дела, как говорил некогда Миша В.

Валерий Лобко [ 10 янв, 08 22:43 ]

Гм… удивительно приятная подборка отыскалась на RuGuru, куда я обычно не заглядываю. Возможно, совершенно напрасно:

NYC a State of Mind


Изображение

Подборка — здесь:

http://community.livejournal.com/propho ... 09417.html

Крупные изображения можно посмотреть на родном сайте:

http://www.brunomoyen.com/A_state_of_mind.html

Книга, недорого.


НеСуществующая Европа: выставка в Вильнюсе