Форум фотографов.
https://forum.znyata.com/

Фотографирование / Игорь Савченко


https://forum.znyata.com/viewtopic.php?f=12&t=5890
Страница 1 из 4

Sergey Mikhalenko [ 14 авг, 08 19:52 ]
Фотографирование / Игорь Савченко

«Фотографирование»/«Taking Pictures»
Игорь Савченко

с 15 по 31 августа
галерея ПОДЗЕМКА / г. Минск, пр. Независимости, 43

У Игоря Савченко есть одно счастливое свойство – уверенность в себе и своей работе. В то время, когда глянцевые фотографы и молодежь, озабоченная проблемой востребованности, занимается компьютерной доработкой изображения, применяя стремительно развивающиеся цифровые технологии, Савченко показывает аналоговую фотографию, в ее начальной, самой первой стадии процесса – негативы. Мы привыкли к фотографии в больших, зачастую огромных форматах (коммерческие фото-проекты, рекламные щиты), Савченко совершает смелый и по настоящему чистый творческий поступок – показывает фотографию в ее подлинном формате (формат негатива) и изначальном смысле - как процесс.

Вложения:

savchenko600.jpg [ 65.17 Кб | Просмотров: 450 ]

Uladzimir Parfianok [ 20 авг, 08 13:55 ]

симптоматичное молчание... не слышно авторской речи - нет и реакции ни на речь, ни на то, что нам показали как "аналоговую фотографию, в ее начальной, самой первой стадии процесса – негативы. "

однако, если следовать логике ананимного автора этого текста, то правильнее было бы показать не 35-мм негативы, а что-то менее технологичное и более архаичное (вспомните тот долгий путь, который прошел технологический процесс создания фотографии, пока появилася на свет 35-мм фотопленка).

может, пафос проекта в чем-то другом? тогда объясните, плз!

Ведренко Валерий [ 21 авг, 08 16:21 ]

В застойной «литературке», в рубрике «Рога и копыта» передовая интеллигенция того времени публиковала романы, состоящие из одного названия. Оказываются и выставки такие бывают…

Svetlana Poleschuk [ 27 авг, 08 19:44 ]

/Сходила сегодня. Первые реакции, без всяких претензий на искусствоведческие рецензии./

Первая мысль: Савченко сошел с ума! Это, безусловно, скандал, отрицание всех норм и правил. Стены крохотного зала альтернативной минской галереи “Подземка” завешаны тонкими полосками стеклянных пластинок с вклеенными негативами.

Что это? Вопрошание собственно фотографического? Попытка размышлять на тему, что делает фотографию фотографией, что выделяет эту технику в отличный медиум (medium) со своими характерными чертами? Вопросы стары, как сама фотография. Мы смотрим на снимок и говорим себе: вот она перед нами сама реальность как она есть. Еще до всяких репрезентаций, фотография – это точный аналог реальности, это сама реальность. Мы не можем отрицать и сомневаться: то, что мы видим, реально было перед объективом камеры. “Какие бы возражения ни выставлял наш критический разум, мы вынуждены верить в существование представленного предмета, то есть предмета действительно воссозданного, ибо благодаря фотографии он присутствует во времени и в пространстве”, пишет французский теоретик кино Андре Базен.

И вот перед нами, действительно, самые простые предметы: лошадь, дом, окно с цветком, жалюзи, угол стены, дерево, забор. Сам выбор объектов для съемки как бы подсказывает: не нужно думать о содержании, не нужно искать что-то особенное в этих предметах, нужно сосредоточиться на другом – на самом моменте фиксации, на моменте возникновения фотографии. Есть еще один способ привлечь внимание к фотографическому – приобретающая сегодня все большую и большую популярность (наверное, как симптом усталости от цифрового автоматизма) пинхол фотография. Сюжеты пинхол снимков тоже поражают (или восхищают) своей простотой: деревья, дома, улицы, игрушки. Но есть одно отличие: они впитывают в себя, как губка, время, очень много времени. Тогда как в случае негативов Савченко, снятых на пленку “Свема”, мы говорим только о моменте, о моменте рождения фотографии.

И хоть понятно, что выбор объектов совершает автор и тем более, когда это делает такой (!) автор, мы особенно тщательно вдумываемся в представленную подборку, однако негативы говорят нам и о том, что у фотокамеры есть свое видение: перевернутые изображения, обратная яркость, оптические искажения. Вот этот черненький квадратик, знаменитого (исторического, можно сказать, учитывая какую революцию сделало его открытие!) формата 35 мм, и есть примерно то, что случается внутри фотоаппарата, схваченное на полпути, до того как пленка будет “очеловечена” через печать на бумаге.

Почему мы фотографируем? Безусловно, есть ситуации, когда мы не задаем себе этот вопрос. Мы знаем, что должны произвести документальное свидетельство происходящего события. Это почти ситуация отсутствия выбора. Но не всегда наш контакт с фотоаппаратом осуществляется в таком режиме. Иногда у нас может быть так много выбора, что от этого просто кружится голова. И не понятно, что делать с этим выбором, с этими возможностями. Мы пытаемся найти какой-то гармоничный баланс между собой, миром и тем медиумом, которым мы владеем лучше всего. Так появляются тексты, картины, фотографии, фильмы, танец, которые рассказывают лишь о каком-то эпизоде или моменте, увиденном с определенной точки, но никогда не рассказывают о мире в целом. Картину мира мы выстраиваем уже самостоятельно в своем уме. И никакая медийная репрезентация для этого невозможна…

Но постановкой этого спектра вопросов о природе фотографического выставка не исчерпывается. За серией “простых” объектов начинается кое-что интересное: на снимках появляются люди. Они ходят по городу, в одиночку или группками, они знакомы фотографу или нет. Мы не можем рассматривать человека (даже сфотографированного) как горшок с цветком на окне. Здесь возникают другие ощущение. Мы испробываем возможности воображаемой идентификации: кто эти люди? А может здесь где-то я? Я могла ли я быть в этом месте? А знаю ли я это место? И т.д. Люди вносят интригу. Хочется заполучить в руки большую лупу, чтобы внимательнейшим образом все это рассмотреть.

Но дальше – еще интереснее! На третьей ленте негативов представлен …наш родной белорусской фотобомонд. Ах, да, помню, помню, как Игорь искал выгодную нижнюю точку съемки на вернисажах. Здесь снимки с выставок, встреч, лица до боли знакомые или незнакомые вовсе, но, понятно, что принадлежащие этой среде. В центре негатив, на котором просматриваются силуэты двух известных людей – Владимира Парфенка и Сергея Плыткевича. Владимир стоит впереди, подбородок вздернут. Голова наполовину обрезана кадром, мы не видим глаз, но его крупное тело устремилось именно туда, куда впились глаза. Вязаная кофта с этническим орнаментом расстегнута, под ней простая майка. Руки решительно засунуты в карманы. За его спиной элегантный Плыткевич в рубашке, застегнутой до последней пуговички. Сутулится, руки уперлись в бока…

Затем Игорь приглашает к своим негативам слова, в том же стиле и темпе, что и раньше, в “Комментированных ландшафтах”: “Все, что произошло между появлением первой бегуньи и второй”, “Все то, что помешало адекватно экспонировать этот кадр”. Эти краткие вкрапления слов, осторожно возвращают мысли обратно к теме фотографического. И вот перед нами улица с деревянным переходом, через который идут люди. Целая лента пленки с одним и тем же сюжетом. Иногда впереди проезжает машина. Линия улицы тянется из кадра в кадр, но при этом не сливается в сплошную горизонталь, а постоянно ломается, образуя какой-то орнамент. А потом начинается деревня: бабушки в платочках и традиционных юбках, и несколько пустых кадров. На растянутой пленке последней серии пляж постепенно переходит в город, а потом в дом, который также похож на больницу. Вот и все. И все путешествие...

Говорят, что Диана Арбус разговаривала очень тихо, чтобы расположить к себе людей. Они наклонялись к ней ближе, и так очень быстро образовывалась доверительная интимная обстановка. Я вспомнила об этом, когда рассматривала негативы Савченко. Иногда, чтобы сказать что-то важное, нужно просто шепнуть.

Ведренко Валерий [ 27 авг, 08 21:13 ]

Светлана, а Вы так трепетны к негативам вообще?

Svetlana Poleschuk [ 27 авг, 08 21:40 ]

нет. только в исполнении и.с.

Ведренко Валерий [ 28 авг, 08 10:18 ]

Всегда уважаю серьёзные аргументы.
Теперь исполнитель и.с. уже знает, как использовать
остатки проявителя и.с. и фиксажа и.с. У экспонатов появятся альтернативные качества-запах и вкус!
Ведь прав Парфенок-давай цветочки, истоки давай! :D

Svetlana Poleschuk [ 28 авг, 08 11:26 ]

Валерий, я не пойму пафос Ваших сообщений. Вы что, не с той ноги сегодня встали? Почему как зритель я не могу написать отзыв на выставку, которая меня заинтересовала? Хотелось бы услышать Ваши серьезные аргументы на этот вопрос, раз уж Вы такой любитель серьезных разговоров. Надеюсь, что все же дождусь. Хоть в личку напишите, а?!

sanches [ 28 авг, 08 21:32 ]

Посмотрел. Не понял. Ушел. Либо я дурак, либо надо мной издеваются. Какое отношение это всё имеет к фотографии? Фотовытавка - это изображения на бумаге, которые можно рассмотреть. А тут бы и назвали - выставка негативов! Это было бы честно.

А пожалуй сделаю выставку из чистых листов белой фотобумаги. Ну там конечно же будут изображения, т.е. под увеличителем бумага побывает, но до процесса проявки и закрепления дело не дойдет. Поэтому листы и будут белые, но исключительно с шедеврами! Причем форматы возьму большие, к примеру 2х2 метра. 8)

Ведренко Валерий [ 29 авг, 08 8:53 ]

Светлана, Ваше *А* меня пронзило.
Итак,считаете ли Вы., что плакат выставки грубо нарушает права зрителя?
Вместо какого-то чумного заводика на плакате следует написать, что для страдающих дальнозоркостью ( а я страдаю ) входа НЕТ. А также, тем. Кто не знает Парфенка и Плыткевича в негативе на выставке делать нехрен, грубо говоря-не вкусят.
Я, например, этих двух достойных бомондистов в негативе не знаю.
Исключительно-в позитиве! Плакат переделать немедленно!
Если Вы с этим согласны – городской 2088137
Если нет-мтс 2535979
Поговорим…
Выстава бардзо серьёзная, а мой пафос-сами видите…

Svetlana Poleschuk [ 29 авг, 08 9:10 ]

Валерий, извините, давайте закончим этот разговор. Я так и не поняла Вашу позицию, а наращивать вал оскорблений у меня нет никакого желания. Всего наилучшего.

Ведренко Валерий [ 29 авг, 08 13:50 ]

Светлана, Вы некорректно поставили точку в разговоре, который наметился по Вашей же просьбе. Вы либо не готовы, либо не привыкли к диалогу.Но мысли уже клубятся!
Ждите маляву…

Sergey Mikhalenko [ 29 авг, 08 14:05 ]

Ведренко Валерий писал(а):
Ждите маляву…

публично или в привате? мне уж тоже интересно... :roll:

Сергей Кожемякин [ 29 авг, 08 18:12 ]

Т.к. фотографическая природа не терпит пустоты, а "неблагодарный" зритель отмалчивается, пару слов в поддержку разговора вставим.

Уважаемый sanchez писал
[i]Посмотрел. Не понял. Ушел. Либо я дурак, либо надо мной издеваются. Какое отношение это всё имеет к фотографии? Фотовытавка - это изображения на бумаге, которые можно рассмотреть. А тут бы и назвали - выставка негативов! Это было бы честно.[/i]

Ваша реакция вызвана, наверное, неоправданными ожиданиями: шли, скажем, на relaxparty, а тут вам Michael Nyman , какой нибудь, тоску гонет.

Согласился бы с Вами - фотовыставкой это можно с большим трудом назвать, а уж фотографией тем более (в традиционном понимании этого слова). Думаю, неточное обозначение на сайте данного мероприятия как «фотовыставка» ввела Вас в заблуждения и вызвала негативные реакции и непонимание. Так что не считайте себя «дураком» и не думайте, что над Вами издеваются. Возможно, это просто не Ваше, а автор меньше всего думал о вашей реакции. Бывают такие странные люди еще среди художников, в наш прагматический век. Слава Богу, многие думают в первую очередь о Вас и о вашем кошельке.

А что же это было? Я бы скорее определил это как (на ваш выбор): концептуальный проект, акционисткий жест современного художника в виде т.н. фотографической экспозиции, надвигающиеся признаки творческого маразма ( вот и Света вопросик поставила), (анти)визуальная провокация над ценностями классической фотографии , ну и так далее по собственному вкусу и разумению. Автор не счел нужным посвящать нас в тайны своего подсознания в сопровождающем тексте, оставим тем самым право нам самим определиться в своем отношении к увиденному. Единственная подсказка заключена в самом названии. Фотографирование. Уже оригинально. Типичные названия последних лет: Черно-белая фотография, Цианотипия, Компьютерная графика ну и так далее по названию использованных технологий для придания изображению вида достойного Уважаемого Зрителя (уважаемый sanchez , обращайте внимание, может быть, найдете как раз то, что Вас можем заинтересовать).

Фотографирование. Глагол, обозначающий процесс получения фотографического изображения, а не само изображение. Мы были предупреждены.
( Хотя и здесь аторское пренебрежение к объяснениям и , разбросанным по тексту, ключам понимания приводят к досадным досадам. Вот и уважаемый Валерий Ведренко ожидал раскрашенного чумового заводика с афиши, причем в достаточном для комфортного просмотра формате. Игорь учти, плз, у меня тоже со зрением уже не лады.)


Я не собираюсь выступать адвокатом автора и призывать всех делать как он. Автор состоялся и может позволить себе делать то, что считает нужным. Вопросы поставлены и наше право искать на них ответы, если конечно нам это нужно.


Как мне видится, самое значимое остается вынесенным за рамки экспозиции и лежит в области поиска ответов на поставленные, отнюдь не автором, вопросы современного искусства и культуры. И не имеет значения, что автор работает именно с фотографией , тем самым только привнося особенности технологического медиума к общим вопросам.

Не углубляясь в тему, хотел бы кратенько пояснить сказанное, всего лишь обозначив поднимаемые автором вопросы (хотя он об этом может и не догадывается).

Автор вызывающе лишает нас законно ожидаемого на фотовыставке фотографического изображения, обладающего комфортными для нашего восприятия эстетическими свойствами, в котором посредством композиции автор организованно доносит до нас высоконравственное, полное символических смыслов и культурной информации эффективное содержание.

Остаемся с носом, вплотную приближенным к запахам 35мм негатива ( в т.н. цивилизованных странах чем не повод для искового заявления: во первых, явная дискриминация зрителей по признаку позитивно/негативных диоптрий зрения, во вторых угроза отравления плохо вымытой теомочевиной закрепителя).

Видимо под воздействием оных Света прониклась трепетом к сюжетной линии негативов (Света, это шутка к слову). Интересно, кстати, насколько важен для автора именно этот выстроенный визуальный ряд с узнаваемыми персонажами и если да, то в праве ли мы ожидать продолжение серии.

Если серьезно, автор провокационно разделил зрителей на две, как всегда, неравные части. И это один из первых поставленных вопросов. Что есть искусство, для кого оно создается, как оно воспринимается, для чего служит ну и т.д. по списку. Для зрителя, не обремененного поиском ответов и зашедшего визуально отдохнуть и расслабиться, возникает раздражение, иногда в агрессивной форме, если это воспринимается как издевательство или просто тихое смирение перед вещами кажущимися не понимаемыми. Естественная реакция в гламурезированной среде среднестатического потребителя (никого не хочу обидеть).

Остается меньшая (ничтожно меньшая в любой стране часть зрителей, подготовленных как к восприятию классического искусства, так и радикальным проявлениям современного искусства).
Человеку, профессионально изучающему искусство или просто интересующемуся и знакомому с размышлениями классиков теоретической мысли ( можно привести к примеру классические тексты Толстого Что такое искусство или Дегуманизация искусства Хосе Ортега-И-Гассета . Света, как профессионал, добавит, что почитать перед сном) легче вписать работу Савченко в некий интеллектуальный теоретический дискурс (прости господи за выражение), начиная с манифестации Черного квадрата Малевичем (со всеми вытекающими последствиями для искусства 20 века) и получить удовольствие от чистоты и оригинальности авторского высказывания, творческой последовательности и художественной честности. ( Возникшее под воздействием экспозиции желание уважаемого sanchez концептуализировать свое творчество и показывать белые листы фотобумаги, по определению, будет вторично, а значит и менее интересно, максимальный субъективизм приветствуется в современном искусстве, а не подражательство).

Как учат психологи искусства, процесс восприятия работ двухсторонний - с автора правильные работы, с нас развитые рефлексии и хорошее образование.

Итого. Савченко сделал, мы посмотрели. Каждому свое. И слава Богу.

А справочку Игорь, о прохождении профилактического осмотра у участкового психиатра (на всякий случай) выложи на сайте':P'.

Sergey Mikhalenko [ 29 авг, 08 20:57 ]

Сергей Кожемякин писал(а):
пару слов в поддержку разговора вставим.

пару слов превратились примерно в пару тысяч... :lol: но мне понравился разбор... с толком и без лишней эмоциональности... видимо сказывается тот факт, что Сергей уже знаком с этим концептуальным проектом и успел морально подготовиться... 8)

но как для меня лично - к фотографии это имеет отдаленное отношение... как концептуальный проект - да... как некое заявление, мол фотографровать я все же буду, но печатать не собираюсь - да...
но не более того...

мое впечатление - не зацепило... не мое...

Сергей Кожемякин [ 30 авг, 08 0:06 ]

Сергей Михаленко писал мое впечатление - не зацепило... не мое...
Таки и чудненько, и справочка от вас пока не требуется (см. выше) и есть перспективы творческого роста':D'

Оля Шукайло [ 30 авг, 08 2:28 ]

впервые увидев работы Игоря Савченко, сразу уловила, что это что-то другое, это особая форма мышления, выраженная посредством фоторисунка и слов. Сейчас все больше понимаю, что Савченко - это целая планета: еще не достаточно познанная, и интересно, будет ли познана вообще когда-либо, но которая привлекает к себе своей таинственностью, загадочностью и, простотой. Все гениальное - просто, это все знают. Вот просто черный прямоугольник с перфорацией и надписью, что там должно было быть (особенно нравится "Это был единственный кадр, когда он ее фотографировал. Крышечка осталась не снятой" - или что-то в этом роде), вот новая креативная идея - не печатать, а показывать негативы, еще на "Частном секторе" показалась очень интересной.
И эта идея получила свое продолжение. И в аннотации написано, что будут негативы, значит, собираясь на выставку, надо быть уже готовым к тому, что придется внимательно всматриваться чтобы что-то увидеть (и всю экспозицию пройти на цыпочках, чтобы лучше видно было... это для таких, как я, маленьких). Сама идея действительно необычна, завернута и закручена, я бы сказала. И это тоже придает интерес.
Куски пленки сменяются одиночными кадрами, улицы и "фото на память" - движущимися пешеходами под ограждением (это особенно понравилось, чувствуется движение). Портреты сменяются геометрией пространства: стена-потолок-стена. Вот сам "видео-ряд", если можно так его назвать, не совсем понятен: почему именно эти пленки и почему в такой а не другой последовательности..ну и прочие вопросы.

В итоге, соглашусь с предыдущими: ФОТОвыставкой сложно назвать, т.к. в мозгу уже, извините, устоялось, что фото - это бумага с изображением. А негативы, особенно чб, очень удобно рассматривать еще на спирали, только что из фиксажа или водички! :)

Да, забыла добавить: это все - и негативы, и надписи, и стеклышки, и потеки химии, и пустые кадры...это все так трогательно...... это очень живо и натурально.

Сергей Кожемякин [ 30 авг, 08 7:35 ]

Оля, вы там поосторожнее с этими загадочными простачками, не успеете диафрагмой моргнуть, засосет трясина концептуального искусства, гламур позабудете, а там и до приглашения Савченко в качестве свадебного фотографа недалеко, вот это проект будет ':)'

Svetlana Poleschuk [ 30 авг, 08 10:29 ]

Спасибо, Сергей, что ты появился. А то я уже начала чувствовать себя одиноко и как-то глупо на этом форуме….
Я бы хотела еще раз привлечь внимание к ключевым, на мой взгляд, вещам. Негативы Савченко задают, по меньшей мере, два серьезных вопроса:

– что такое фотография?
– и что такое искусство?

Вот я не фотограф, и мне поэтому хотелось бы услышать точку зрения людей фотографирующих, что они считают фотографией. Каково рабочее определение и минимально необходимый набор свойств, чтобы нечто считалось фотографией?

Для меня негативы – это полуфотография, но … уже фотография. Потому что произошло главное: фиксация реальности на светочувствительную поверхность при помощи камеры обскуры. А остальное – конвенции и ожидания.

Sanchez предлагает свое определение фотовыставки (“изображения на бумаге, которые можно рассмотреть”) и спрашивает, какое отношение это всё имеет к фотографии? Но при таком определении мне не понятно, как будут отличаться выставка фотографии от выставки живописи, графики, плакатов, лубка и т.д. Наверное, все же, фотовыставка это нечто большее, чем просто удобные для рассматривания картинки.

К тому же в (официальной) истории фотографии немало было экспериментов, над которыми тоже можно было поставить вопрос, какое все это имеет отношение…? Например, сам жанр фотограмм и особенно рейограммы Ман Рэя, а также в целом опыты сюрреалистов. Ведь в чем был пафос реактуализации известной еще в 19 веке техники фотограммы? Можно сказать, что в исследовании оптического бессознательного: это попытка показать мир таким, каким он есть в реальности, вне привычных нам систем репрезентации, той же перспективы.

Подрывает конвенции и ожидания также и второй вопрос выставки – о праве называться искусством. Почему гламурная/рекламная и свадебная фотография с такой легкостью попадает в минские галереи, не наталкиваясь ни на какие сомнения в ее экспозиционной ценности? И почему вдруг негативы Савченко становятся неперевариваемой пищей? Вот вопросик для размышления. (Собственно от Валерия Ведренко я и хотела услышать хоть какую-то внятную артикуляцию его претензий к выставке, но не удалось)

Поэтому, если резюмировать мое мнение, то я думаю, что как грамотно срежиссированная провокация выставка Савченко удалась. В этом нет для меня никаких сомнений. Другой вопрос: возможно ли продолжение? Негативы – очень хороший материал, чтобы работать с ним дальше. И поэтому я лично буду рада увидеть следующие “негативные” выставки Игоря. Но, правда, уже буду ожидать от них развития некой темы.

Sergey Mikhalenko [ 30 авг, 08 11:05 ]

Цитата:
Для меня негативы – это полуфотография, но … уже фотография.

хм... а флэшка с пару гигабайтами файлов — это фотография? :lol:

да собственно и негатив можно исключить из процесса - те же фотограммы... это фотография?

а работы Ведренко, снятые на цифровую камеру, обработанные в фотошопе таким образом, что реальность искажена, напечатаные на холстовой бумаге — это фотография?

так что же такое фотография?


Фотографирование / Игорь Савченко