Форум фотографов.
https://forum.znyata.com/

рецензия на выставку Ежи Пёнтека


https://forum.znyata.com/viewtopic.php?f=12&t=5963
Страница 1 из 1

Таня Стрига [ 21 авг, 08 13:56 ]
рецензия на выставку Ежи Пёнтека

"Настроение и осмысление провинции"
(http://urban.by/2008/08/11/nastroenie-i-osmyislenie-provintsii/) - рецензия авторов интернет-журнала URBAN.BY на выставку Ежи Пёнтека "Грусть и очарование провинции"

Форма

Галерея «Мир-фото» продолжает радовать нас интересными событиями. Для Беларуси, находящейся в информационном вакууме, крайне необходимо знакомство с творческими поисками наших ближайших, прежде всего западных соседей. С Польшей такой тандем у нас уже существует. К примеру, галерея NOVA с 1998 года сотрудничает с Польским институтом, благодаря чему в Минске проводились такие выставки польских фотографов, как “Особенности природы” Эльжбеты Сенчиковской, “Близко и далеко” Войцеха Пражмовского и Мариуша Хермановича, выставочный проект “Повести” Павла Жака.

Особенность фото-выставки “Грусть и очарование провинции” Ежи Пёнтека состоит в том, что в ней воздействие на эмоции зрителя удалось связать с призывом к размышлениям и анализу. Чёрно-белое фото – классика жанра – заставляет искать в лицах обыкновенных провинциальных людей, разных по социальному статусу, роду деятельности, возрасту, те краски жизни, которыми эти самые люди наполняют свою обыденную жизнь. И, что удивительно, – несмотря на всю скудность бытия польской провинции 70-х, 80-х, 90-х годов, грусти в образах мало. Каждый человек сосредоточенно чем-то занимается, куда-то торопится, либо же, наоборот, о чём-то сосредоточенно думает.

Другая особенность выставки скрывается уже в ее названии. Сделав ревизию анонсов нескольких последних фотовыставок, представленных на Urban.by и проходивших в «Мире-фото» и других уважаемых галереях Минска, можно легло заметить, что их названия были менее привлекательными или вообще не привлекательными. Так, названия “НеОбъективная реальность” и “Гуммиарабик” можно расценить как слишком специальные, рассчитанные на работающих в области фотографии; названия же “Дороги и люди” и “БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ” - выглядели слишком абстрактными, т.е. ни о чем не говорящими, либо не затрагивающими волнующие думающих людей вопросы и проблемы.

С провинцией же все четко и ясно: Беларусь до сих пор у многих ассоциируется с провинцией, поскольку здесь мало своих знаменитостей и брэндов, а в области искусства слишком много «вторичного» - повторений тех художественных приемов, которые давным-давно отработаны на Западе.

Однако на выставке речь шла совсем не о Беларуси. То есть, как оказывается, проблема провинциальности является далеко не только беларусской, но имеется практически у всех малых наций и государств (например, о подобных проблемах можно услышать от литовских искусствоведов). И все же, в отличие от нас, наши соседи активно осмысливают эту тему и пытаются решить проблему собственной провинциальности.

***

Содержание

Итак, чёткие, контрастные свето-теневые переходы подчёркивают острые социальные проблемы в обществе. Данные фотоработы достаточно актуальны и для Беларуси, потому как похожие бытовые картины можно с лёгкостью найти в наших небольших городках, впрочем, как и в самом Минске.

При слове провинция мы сразу вспоминаем о захолустном местечке с романтичной природой, уже пожилым населением и какой-то потусторонней загадочностью для городского жителя.

70-80е годы прочно ассоциируются с черно-белыми фотографиями в семейных альбомах и, обязательно, папиным увлечением этим мастерством. Причем, вспомнить о них можно сегодня только по рассказам, как когда-то в школе все мальчики ходили в фотокружки, фотографировали и потом часами просиживали в ванне, проявляя пленки.

Нужно сказать, что снимки не были неожиданным открытием. Они оправдали все надежды и ассоциации, связанные с провинциальной жизнью. Но самое главное в них - не отражение реальности, документальных фактов, а необходимость фиксации переживания как для фотографа, так и для зрителя. Самое замечательное в этих работах – это отражение спокойной, размеренной, уже устоявшейся жизни, ЖИЗНИ, такой, какая она есть, без прикрас и преувеличений. В ней нет ничего экзотичного, как на фотографиях восточных провинций: ни ярких красок, ни эпатажных лиц. В них нет строгости, правильности и такого ясного ощущения, что все в этом городке хорошо и правильно, как на фотографиях европейских провинций. Маленькую полу-деревню, полу-город можно легко отличить и от других центров жизни по очевидным контрастам между бетонными и деревянными домами, между мощеными улицами и пыльными сельскими тропами, но главное здесь – это люди, именно в них сосредоточена предельно простая, но осмысленная, жизнь провинции.

На фотографиях Ежи Пёнтека есть люди, разные и очень понятные, с простыми и грустными лицами, смотрящие в камеру, есть старики и дети, парни и девушки. Все эти люди понимают, что никогда не будут похожи на людей в большом городе, что никогда не совершат выдающихся поступков и что у них никогда не будет грандиозных планов и сенсаций. Но они чувствуют уверенность в себе, в завтрашнем дне и в собственной судьбе. Их жизнь, по сути, похожа на жизнь большинства из нас – маленькая, но своя. И эти люди, там, на фотографиях, учат нас гордиться тем, что мы есть, что мы живем, и значит это важно.

***

Некоторые выводы

Если же окинуть взглядом всю серию целиком – а многие работы предполагают наличие двух или даже трёх кадров одной местности в разное время съёмки, напоминающие застывшие кадры из фильма, – создаётся более ясная картина особенностей национальной провинциальной жизни. Некоторые работы позволяют провести параллели как с немецкими фломарктами, так и с беларусскими пейзажами.

Стоит так же отметить, что на выставке был представлен каталог, ставший ярким свидетельством того, что выставка могла бы разместиться в гораздо более просторном помещении, каких все еще не достает Минску.

Возвращаясь к параллелям между польской и беларусской провинциями, можно сделать вывод о том, что наша форма провинциальности так и застряла в 70-х и 80-х годах прошлого века, о чем свидетельствуют фотографии как В. Шарникова, так и последнего альбома “Мінскія фатаграфіі. Гараджане” (2008). В нем, кстати говоря, не было обнаружено в буквальном смысле ни одного слова – ни введения к серии, ни интерпретаций к отдельным работам. Это, по-видимому, является еще одним объяснением тому, почему мы никак не выберемся из 20-го века…

Фотовыставки и фотоальбомы наших соседей демонстрируют усилия по обнаружению, или фиксации волнующих людей проблем и рефлексии на их счет. Фотограф в этом смысле выступает в роли «социального и культурного теоретика», помогающего разобраться со своим настоящим. Именно такого рода работы все еще очень не хватает в Беларуси.

Анна Чигирь, Татьяна Федоренко и Ольга Шпарага

Sergey Mikhalenko [ 21 авг, 08 15:26 ]

Татьяна, рецензию перенес в существующую уже тему об этой выставке http://forum.znyata.com/viewtopic.php?t=5810

эту тему закрываю.


рецензия на выставку Ежи Пёнтека