Форум фотографов.
https://forum.znyata.com/

Критические заметки о художественной фотографии в Беларуси.


https://forum.znyata.com/viewtopic.php?f=12&t=7238
Страница 7 из 10

Uladzimir Parfianok [ 09 дек, 08 20:53 ]

Сергей Плыткевич писал(а):
Во время проведения конкурса "Моя Беларусь" всю предварительную работу по отбору фотографий для предоставления их жюри проделал Юрий Сергеевич Васильев, председатель жюри и председатель Экспертной комиссии БОО "Фотоискусство". Сейчас он также является основным двигателем всех мероприятий Года белорусской фотографии, в том числе и выставок. Его кандидатура вызывает сомнения? Куратором выставки будет профессор Михаил Борозна. К нему есть вопросы? Редакция журнала берет на себя решение технических вопросов, потому что кому-то это надо делать. Надеюсь, нам разрешат взятьсяза такую работу?



надеюсь, кроме академических фотографов, журфаковцев и фотоклубовцев, различные маргинальные фотографические страты тоже будут представлены в этом величественном проекте?

Uladzimir Parfianok [ 09 дек, 08 21:00 ]

кстати, о кураторстве... тоже вопрос требует проработки...

позвольте процитировать:

"— Евгения, кто такой куратор? Какие культурные процессы обусловили его появление? Какие функции возложены на него?

— Куратор – персона довольно странная, которая, по одной из версий, появилась в результате непонимания (в теоретическом смысле). Теоретики начала ХХ века стали говорить о «непонятном искусстве», чьи язык, форма и предмет перестали быть очевидными. Первые попытки объяснить новое искусство носили характер самообъяснения и выражались в форме манифеста. Так поступал, в частности, авангард. Постепенно искусство породило потребность не только в самообъяснении, но и в объяснении извне. Куратор оказался специфическим субъектом, который, находясь внутри некоторого художественного сообщества, в то же время пытается определить его на метауровне. Первые две его функции оказываются взаимосвязанными. Наряду с тем, что куратор объясняет искусство, он его еще и концептуализирует. Он работает с неким художественным материалом, структурирует его, качественным образом организует. В результате такого рода концептуализации появляется возможность объяснения. Первые две функции порождают третью: куратор презентирует продукт своей деятельности, который чаще всего является проектом.

— В чем заключается его проектная деятельность? И чем куратор отличается от координатора?

— Само понятие проекта и связанные с ним технологии проектного менеджмента говорят о том, что куратор – во многом арт-менеджер. Основная его рабочая функция (функция, которая занимает больше всего рабочего времени) – это координация, управление организацией развития проекта. Хотя на поддержание жизни проекта тратится много сил, и это, по сути, административные действия, от менеджера (в привычном смысле) куратора отличает, пафосно выражаясь, приверженность идее. Куратор сам генерирует идею, которой следует. В этом смысле, говоря о работниках сферы культуры, он отличается от координатора..."

Источник:
http://www.rabotagrad.ru/articles/_p9_aview_b19239

и в связи с этим, позвольте спросить, каким образом проректор Академии искусств, занятый 100% своего времени на основной работе, может выполнять функции куратора такого амбициозного выставочного проекта? или масштабы проекта не такие уж и глобальные?!

Svetlana Poleschuk [ 09 дек, 08 21:10 ]

а откуда такая любопытная цитата?

Uladzimir Parfianok [ 09 дек, 08 21:22 ]

sp писал(а):
а откуда такая любопытная цитата?


Источник:
http://www.rabotagrad.ru/articles/_p9_aview_b19239

Сергей Кожемякин [ 09 дек, 08 21:24 ]

Уважаемый просто Потёмкин,
кто то так отмодератил (чил) вашу с Бородатым Александром личную переписку, что я не нашел ту часть, где вы любезно советовали Александру не втягиватся в беСсмысленность дискуссии. [от модератора: скорее всего отмодератил (чил) ту часть сообщения сам baradzed] Вы честно пренебрегли своим советом, наверное в этом был немотивированный смысл. you are Velcom. А в чем вы увидели смысл? Если надо что то друг другу объеснять - то не надо. Если Вы, позициированный здесь,как (прости Господи) носитель Догмы в последней инстанции, сможете посоветовать , как мы можем беларусам показать фотографию,начиная хотя бы с Атже, участвуйте в разговоре плз, не то будет как всегда, в Беларуси. (а люди здесь хорошие, это Вам не Америка).
А карточка неплохая (высадку американцев на Луне напоминает)
Со взаимным уважением, но про безродных собак может больше не стоит? Чего животных обижать.
Сергей Кожемякин

to Сергей Михаленко
у вас тут смайлика Пьяный бред на сайте не заявлено, патентуйте

Svetlana Poleschuk [ 09 дек, 08 21:31 ]

NOVA_GALLERY писал(а):
sp писал(а):
а откуда такая любопытная цитата?


Источник:
http://www.rabotagrad.ru/articles/_p9_aview_b19239


Ого! Приятно увидеть Алису, участвую с ней в одном проекте.

Uladzimir Parfianok [ 09 дек, 08 21:31 ]

и вот еще замечательный диалог о том, кто такой КУРАТОР проекта и в какой взаимосвязи он находится с художником и обществом:

Куратор - исчезающий вид. Беседы с Виктором Мизиано, Екатериной Деготь и Андреем Ерофеевым.

http://kava-bata.livejournal.com/432390.html


а у нас все смешено в одну кучу: кураторы, критики, аналитики, музейщики, журналисты...

Сергей Кожемякин [ 09 дек, 08 21:43 ]

Света + Вова, вы тут в частности не вдавайтесь, скоро вам популярно объяснят , кто здесь главный куратор

Ведренко Валерий [ 09 дек, 08 21:45 ]

Серёга, ты бы и Володю научил не сравнивать нашу и западную...
А то он всегда учит правильному, но заведомо невозможному
И послать не можешь и согласиться нельзя... Он как-то про 30-50 евро
за вход на выставку забывает

Krakozawr [ 09 дек, 08 22:08 ]

Сергей Кожемякин писал(а):
Вы честно пренебрегли своим советом...

Это я нечаянно :) знаете ли, ностальгия, кризис, депрессивное состояние... Обешаю исправиться.

Сергей Кожемякин писал(а):
сможете посоветовать , как мы можем беларусам показать фотографию,

Честно? Не смогу. Ибо не знаю. Я не такой умный, как кажется :) Это к кураторам вопросы, вот хоть к Nova_Gallery. Знал бы - давно б показывал. Пока что я и себе-то места особо не найду, а Вы хотите, чтобы я за других отвечал.

Честно.

Но смысл пытаюсь искать. Найду - поделюсь. Если раньше не сдохну.

Тоже честно.

Sergey Mikhalenko [ 09 дек, 08 22:17 ]

Krakozawr писал(а):
Это я нечаянно :) знаете ли, ностальгия, кризис, депрессивное состояние... Обешаю исправиться.

Алексей, ты это, давай завязывай с дипрессивными состояниями... ;)

p.s. рад снова видеть тебя на форуме... :roll:

Сергей Плыткевич [ 10 дек, 08 10:53 ]

Вчера состоялось заседание инициативной группы по проведению «Года белорусской фотографии». Принято решение в рамках «Года» провести ретроспективный показ выставок, иллюстрирующих развитие белорусской фотографии. Предварительный список выставок:
1. 60-е годы 19 века – 1917г. Из фондов Музея истории и культуры Беларуси, куратор Н.Савченко, открытие выставки 6 января в Музее истории и культуры.
2. Межвоенные годы. Переговоры о проведении такой выставки ведутся с коллекционером В.Лиходедовым. Отв. С.Плыткевич.
3. Вторая мировая война. Персональная выставка военного фотокорреспондента В.И.Аркашова. Отв. Ю.С.Васильев.
4. 60-е годы 20 столетия – 1989 г. Отв. Ю.С.Васильев – за подбор работ членов фотоклубов и фотолюбителей, С.Плыткевич – за работы фотожурналистов.
5. Выставка «Новая волна» (или любое другое название, которое придумают кураторы. Инициативная группа решила предложить организовать эту выставку В.Парфенку и С.Кожемякину).
6. 1990 – 2008. Современная фотография. Куратор М. Баразна.
7. «Фотопластика». Отв. В.Ведренко.
Кроме того, в рамках года будут проходить и другие выставки – двери инициативной группы открыты, если у кого-то есть конкретные предложения – обращайтесь. Завтра в Министерстве культуры уже более конкретно будут обсуждаться вопросы по проведению «Года фотографии в Беларуси».

Таким образом, я считаю дискуссию, начатую в этой ветке, завершенной. У всех заинтересованных сторон есть возможность перевести разговор в практическое русло. По итогам «Года» будет проведена научно-практическая конференция – там, глядя друг другу в глаза, смогут выступить исследователи белорусской фотографии. Именные приглашения мы вышлем всем заинтересованным специалистам. Не исключено, что о ком-то мы не знаем, поэтому в каждом выпуске вестника фестиваля «Год белорусской фотографии» будут наши предложения и координаты для желающих принять участие в этом мероприятии. А в годовом каталоге будет рассказано обо всех мероприятиях, которые прошли в рамках «Года белорусской фотографии».

Svetlana Poleschuk [ 10 дек, 08 11:54 ]

Нда, все, как всегда, очень бюрократично и формально. Вот у нас в Варшаве весной этого года открылась крупная фотографическая выставка “Польские фотодокументалистки”, посвященная женщинам-фотографам, которых по разным причинам “обошла” официальная история польской фотографии. Выставка была открыта в течение месяца в крупнейшей польской национальной галерее “Захента”. К выставке был сделан огромный каталог с десятком вступительных статей. И вот что интересно: чтобы все это состоялось три женщины, среди которых небезызвестная исследовательница Каролина Левандовска), работали больше года, они изучали архивы, они писали тексты и собственно готовили экспозицию. Выставка получила огромнейший медийный резонанс. О ней писали крупнейшие газеты, о ней говорили, кураторы давали множество интервью. И им было что сказать, ведь работа, прежде всего исследовательская работа, была проделана немалая. Даже при всей своей придирчивости я лично была искренне восхищена этим проектом.

А какой же резонанс будет у «Года белорусской фотографии»? Конечно, очевидный плюс – наконец-то фотографии можно будет увидеть своими глазами. Но будет ли предложена хоть какая-то концептуализация этому визуальному материалу? Я не говорю сейчас об аннотации к выставке на полстранички. Я говорю о полноценных текстах. Иными словами, в чем цель: показать, чтобы отчитаться галочками в нужных местах, или показать, чтобы сделать качественный шаг вперед на пути осмысления своего национального наследия?

Uladzimir Parfianok [ 10 дек, 08 16:20 ]

Сергей Плыткевич писал(а):
Вчера состоялось заседание инициативной группы по проведению «Года белорусской фотографии». Принято решение в рамках «Года» провести ретроспективный показ выставок, иллюстрирующих развитие белорусской фотографии. Предварительный список выставок:
1. 60-е годы 19 века – 1917г. Из фондов Музея истории и культуры Беларуси, куратор Н.Савченко, открытие выставки 6 января в Музее истории и культуры.
2. Межвоенные годы. Переговоры о проведении такой выставки ведутся с коллекционером В.Лиходедовым. Отв. С.Плыткевич.
3. Вторая мировая война. Персональная выставка военного фотокорреспондента В.И.Аркашова. Отв. Ю.С.Васильев.
4. 60-е годы 20 столетия – 1989 г. Отв. Ю.С.Васильев – за подбор работ членов фотоклубов и фотолюбителей, С.Плыткевич – за работы фотожурналистов.
5. Выставка «Новая волна» (или любое другое название, которое придумают кураторы. Инициативная группа решила предложить организовать эту выставку В.Парфенку и С.Кожемякину).
6. 1990 – 2008. Современная фотография. Куратор М. Баразна.
7. «Фотопластика». Отв. В.Ведренко.
Кроме того, в рамках года будут проходить и другие выставки – двери инициативной группы открыты, если у кого-то есть конкретные предложения – обращайтесь. Завтра в Министерстве культуры уже более конкретно будут обсуждаться вопросы по проведению «Года фотографии в Беларуси».

Таким образом, я считаю дискуссию, начатую в этой ветке, завершенной. У всех заинтересованных сторон есть возможность перевести разговор в практическое русло. По итогам «Года» будет проведена научно-практическая конференция – там, глядя друг другу в глаза, смогут выступить исследователи белорусской фотографии. Именные приглашения мы вышлем всем заинтересованным специалистам. Не исключено, что о ком-то мы не знаем, поэтому в каждом выпуске вестника фестиваля «Год белорусской фотографии» будут наши предложения и координаты для желающих принять участие в этом мероприятии. А в годовом каталоге будет рассказано обо всех мероприятиях, которые прошли в рамках «Года белорусской фотографии».



хочется за Светланой повторить: мдааа! планы потрясают своим громадьем! и... отсутствием аналитического подхода.

почему нельзя задумать одну большую аналитическую выставку, от первых известных фотографий на Беларуси до поисков позднего времени?

и почему не показатьее в статусном месте - Национальном художественном музее. тогда и резонанс будет другим. тогда и о белорусской фотографии будут говорить не в одноминутных теле-сюжетах ранним утром в программах, которые никто не смотрит, а в прайм-тайм.

интересно будет также узнать о бюджетной политике: не секрет, что создание и проведение такого количества выставок потребует не только человеко-часов, но и реальных материальных расходов на материалы и т.п. кто финансирует процесс создания этих выставочных проектов? будут ли каталоги выставок? Светлана справедливо описывает польский (и не только) опыт аналитических выставок-проектов.

с другой стороны, понятна логика авторов такой идеи года - развести всех фигурантов белорусской фотографической сцены по своим маленьким (или большим) резервациям: тут вам фотоклуб, тут фотожурналисты, тут вот - волновики, и далее - без остановок - аж до наших дней! словом, танцуют все! в нашей истории есть место всем - большим мастерам - большие места, маленьким звездам - поменьше... в итоге: полный ажур и благодать! никаких конфликтов! и никакого продвижения вперед!

опять, если никто до сих пор не попыталется концептуализировать показываемое народу, то проку от этих выставок будет мало. может быть, хотя бы студентов уважаемой Академии искусств подвязать к этому мероприятию, чтобы хоть курсачей и дипломов они настрочили по истории и современности белорусской фотографии? что-то вообще не слышно, чтобы хоть кто-то из этой альма-матер проявлял к белорусской фотографии исторический и теоретический интерес...

и еще пару вопросов по предложенным темам:

скажите, к чему привязана дата 1990? почему этот год - отсчет времени для выставки "СОВРЕМЕННАЯ" фотография? мне кажется, что 1990 год - это уже история, а не современность... логичнее было бы взять 1991 - год объявления Независимости РБ, в этой дате есть хоть какая-то логика...

http://ru.wikipedia.org/wiki/День_Независимости_Беларуси

почему для СОВРЕМЕННОЙ фотографии не выбрать начало нового столетия с массовым вторжением цифры, что не могло не повлиять на ландшафт фотографии?

почему "Новая волна" выделена в особый проект? она что, вне времени и пространства? или типа поволнило и все - сошло на нет без следа?

и что значит: будет предложено сделать Парфенку и Кожемякину? это такая изысканная форма ангажемента у инициативной группы?

Сергей Плыткевич [ 10 дек, 08 16:22 ]

SP:
Резонанс у Года фотографии будет, если:
-- Вы примете участие в научно-практической конференции и выступите с солидным докладом, в котором изложите свое видение состояния и истории развития творческой фотографии в Беларуси. А вместе с вами выступят еще человек восемь, а потом будет возможность сразу же ответить, если будут звучать неверные факты или трактовки. Потом будет попытка найти истину -- и все это мы опубликуем, как состоявшийся научно-искусствоведческий факт;
-- если пройдут все запланированные выставки, и уровень их будет достойным;
-- если будет издан первый том "Антологии белорусской фотографии" и каталог всех мероприятий "Года белорусской фотографии";
-- если удастся убедить руководство города Минска или Министерство культуры в необходимости включения лучших работ, которые будут демонстрироваться на выставках, в число художественных произведений, необходимых для будущего музея фотографии;
-- и т.д, и т.д., но самое главное -- если все неравнодушные не будут искать очередной бюракратизм в планируемых мероприятиях или чей-то скрытый коммерческий интерес, а возьмут на себя какой-то кусок работы.
Еще раз -- инициатива проведения чего-то серьезного общественным объединением "Фотоискусство" в 2009 году исходила от членов Экспертной комиссии БОО "Фотоискусство", ее озвучил на совместном заседании Правления и ЭК Ю.С.Васильев. На этом заседании присутствовали и В.Парфенок, и С.Кожемякин. Именно поэтому мы вчера и решили предложить им сделать одну из выставок.
Так что я еще раз подчеркиваю -- результат будет только в том случае, если все мы потратим свою энергию на работу, а не на уничижение друг друга.

Сергей Плыткевич [ 10 дек, 08 16:53 ]

Пока писал, появилось сообщение В.Парфенка.
Вполне могу согласиться с датой 1991 год. При этом обращаю внимание всех на слова "предварительный список" выставок. Его мы еще будем обсуждать в Министерстве культуры, там же будет решаться вопрос о местах и времени проведения выставок, о возможном финансовом участии министерства и т.д.
А пока, чтобы никто не обольщался, мы расчитывает только на свои силы. Первым, кто оказал помощь в подготовке выставки Н.Савченко, стал В.Суглоб.

Svetlana Poleschuk [ 10 дек, 08 17:01 ]

Сергей, вы меня удивляете. Вы же менеджер. Как вы можете запускать проект, если у вас так много этих самых "если". Может, вначале имело бы смысл все подготовить, заручиться поддержкой, создать команду, найти ресурсы, а потом уже объявлять год фотографии открытым.

Что будет, если не удастся собрать доклады, выпустить каталог, сделать уровень достойным и т.д.? Будет как всегда, да? И почему оно должно удастся само собой?

Вот скажите, какой, например, мне резон участвовать в вашей конференции и готовить для нее "солидный доклад"? Вы думаете, мне негде участвовать и негде публиковаться? Я же не дитя какое безродное, которому нужно дать шанс для самореализации? И пока, если честно, я не вижу никакой для себя выгоды в том, чтобы инвестировать в ваши проекты. Тем более, когда все делается вот так абыкак , для галочки.

Сергей Плыткевич [ 10 дек, 08 17:52 ]

SP:
Светлана, вы имеете полное право принять наше предложение или отказаться, если не увидите в нем никакой выгоды для себя. Я же пока воспринимаю вас как человека, которого волнует судьба белорусской фотографии, точка зрения которого могла бы иметь значение в процессе осмысления происходящих в Беларуси фотопроцессов.
Что касается самого мероприятия, можете не сомневаться, прежде чем его проект выносить на суд общественности, мы заручились необходимой поддержкой. И каталог будет издан, потому что мы изначально готовы потратить на это собственные деньги.

Svetlana Poleschuk [ 10 дек, 08 18:27 ]

Сергей Плыткевич писал(а):
SP:
Светлана, вы имеете полное право принять наше предложение или отказаться, если не увидите в нем никакой выгоды для себя. Я же пока воспринимаю вас как человека, которого волнует судьба белорусской фотографии, точка зрения которого могла бы иметь значение в процессе осмысления происходящих в Беларуси фотопроцессов.
Что касается самого мероприятия, можете не сомневаться, прежде чем его проект выносить на суд общественности, мы заручились необходимой поддержкой. И каталог будет издан, потому что мы изначально готовы потратить на это собственные деньги.


Сергей, давайте не будем путать понятия. Вы сейчас приняли такую любопытную позу, что, мол, тот, кто не с вами, того не волнует бел.фотография. Но ведь это не так. Волнует и еще как волнует! Вот только свою взволнованность мы можем транслировать более выгодными для нас каналами. Пока же в случае ваших проектов я вижу явное доминирование количества над качеством. Двумя постами выше мы все стали свидетелями того, как Владимир Петрович впервые узнал, что его поддержкой вы тоже якобы заручились. Это пример профессиональной организации серьезного мероприятия? Можно ли ожидать, что то же самое будет с конференцией и последующей публикацией? Что это будет за публикация? Почему она будет научной? Может быть, в итоге получится просто брошюра? напичканная рекламами принтеров, тиражом в 50 экз.? Вы же не даете никаких гарантий качества, но при этом ожидаете качества от меня.

Сергей Плыткевич [ 10 дек, 08 19:32 ]

SP:
Как человек, который занимается наукой, вы наверняка знаете, чем отличаются публикации в научных изданиях от всех остальных -- от тех же "Аргументов и фактов", слова М.Борозны из которых приводил С.Кожемякин, или журнала "Фотомагия", от которого началась ваша публикация. В первом случае факт публикации имеет научное значение, он может быть учтен при защите кандидатской, докторской диссертаций, на него могут ссылаться оппоненты, потому что этот материл в обязательном порядке должен иметь рецензию, потому что ответственным за это издание должен быть человек с соответствующим профессиональным или научным статусом. А интервью в "Аргументах и фактах" могло выйти даже не вычитанным тем, у кого это интервью брали. К сожалению, это у нас происходит сплошь и рядом, читаешь потом такой материал и злишься на себя, что не проконтролировал и не потребовал от журналиста, чтобы он перед публикацией показал тебе текст. Так вот, если бы ваше выступление прозвучало на конференции в Беларуси, то вам сразу бы сделали замечания на неточности, и перед публикацией Сборника научных работ по итогам конференции вы их исправили бы. А так получилось, что Сергей Михаленко разместил здесь вашу работу, и народ начал делать вам замечания. А поезд-то ушел. Через каких-нибудь десять-пятнадцать лет новые исследователи будут читать ваш текст, ссылаться на него и повторять те же ошибки.
Поэтому и важно, чтобы в научно-практической конференции, которая впервые открыто за десять месяцев до начала анонсируется, приняло как можно большее количество специалистов, занимающихся одной тематикой -- тогда вероятность подхода к истине гораздо выше, а опубликованное издание становится более весомым. И тираж здесь не так уж принципиален -- главное, чтобы это издание оказалось во всех научных отделах библиотек, чтобы к нему был возможен окрытый доступ людей заинтересованных. Мероприятие, проводимое под эгидой Академии искусств, предоставляет именно такую возможность.


Критические заметки о художественной фотографии в Беларуси.