Форум фотографов.
https://forum.znyata.com/

Художник и Надежда / Олег Яровенко


https://forum.znyata.com/viewtopic.php?f=12&t=8092
Страница 1 из 1

Sergey Mikhalenko [ 28 янв, 09 17:48 ]
Художник и Надежда / Олег Яровенко

ФОТОВЫСТАВКА
ХУДОЖНИК И НАДЕЖДА

ФОТОГРАФ
Олег ЯРОВЕНКО

Доступна: до 27 февраля 2009 года
Место: PhotoGallery ZНЯТА | Зал "Центр Видео" (г. Минск, площадь Независимости, ТЦ "Столица", нижний уровень)


Изображение

Выставка уже доступна для просмотра.

Данная выставка ранее демонстрировалась в Минске и Витебске.

http://forum.znyata.com/viewtopic.php?p=3393

Текст написанный к открытию выставки в Минске, в Музее современного искусства:
Новый фотопроект Олега Яровенко – это черно-белая история взаимоотношений двух людей: Художника и Надежды. Это их имена, которые вполне можно истолковать как ситуацию, т.е. смысл проекта. Но он действительно-таки художник, творчество которого принадлежит к искусству аутсайдеров, т.е. авторов, без профессионального образования, не принадлежащих к артистической среде. В фотографиях есть даже легкий привкус этого творчества (поверьте, благородный зритель, это очень щедрый подарок, высшее проявление авторской профессиональности и культуры!). Она действительно Надежда, но ее имя, волею автора, стало еще и ее ролью в этих взаимоотношениях. Хрупкая, стремительная, загадочная и манящая, но вместе с тем - вычурная, агрессивная, неясная.

Фотографии соотнесены друг с другом эмоцией, пластикой и даже тональностью, составлены в диптихи, которые следуют друг за другом в строго определенном порядке. Своего рода home video, разделенное на кадры, смысл которого не определяется точно. Нет точного разъяснения сюжетной линии, ситуации или ее контекста, но несомненно, что в отношениях героев имеется в виду какой-то личностный момент. Они эмоционально близкие или отчужденные, здесь постоянно нарастает драматизм, создающий метафору непрерывного перетекания и взаимного притяжения. Это какое-то условно-бесконечное, неконкретное - без начала и завершения – повествование, местом действия которого кафе, улица, студия фотографа, вселенная. Сюжет не сюжет, а по блистательному определению Шкловского, - основание для формы.

Не стоит пытаться определить работы как портретный жанр, хотя формально здесь представлены его различные формы: поясной, поколенный, профильный, даже «затылочный»… В основе этого жанра лежит уважение к внешности человека, здесь же героиня почти лишена лица, а профиль героя иногда настолько превосходит реальные размеры, что портрет превращается в плакат. Исследование внутреннего мира, к которому тяготеет жанр, здесь есть, но в пределах минимальных, строго определенных автором. Избранная им внешняя форма проекта - гламурная фотография - не занимается исследованием души, но поскольку оно есть, тозначит, нарушены и ее законы. Нельзя заявить также, что объектом исследования стало человеческое тело, хотя здесь можно определить даже некие принципы подхода к образам героев (условно говоря, у нее значительно «больше» тела, а у него – лица, головы).

Подбирая модели, оставляя имена и судьбы, «приводя» произведения в сложные пластические сопоставления, т.е. наделяя эту историю сюжетом, автор занимался поиском истину не вне, а внутри вещей. Но эти поиски скорее угадываются, нежели прочитываются, в конце концов, у этих произведений нет даже названий, которые «уточняли» бы изображение и направляли наши зрительские ассоциации в необходимое русло. Налицо какая-то удивительно увлекательная игра, где все оказывается не совсем тем, чем кажется, одно переходит в другое, а фотография, как жанр искусства, существует на грани фола.

Олег Яровенко сделал в этом проекте то, что уже стало открытиям скульптуры, архитектуры, а позднее и живописи: он показал, как живая субстанция пространства – свет – проникает в любые материальные структуры вплоть до их растворения, или до создания новой, уже нематериальной формы. Задачей его фотографии стало не столько уловить и зафиксировать твердую оболочку тела, сколько иное: найти трудноуловимую границу его взаимодействия со светом и окружающим пространством. Свет выступает здесь, как физическая реальность, а это значит, что все остальное полностью утратило смысл – перспектива, конкретная внешность, характеры, событие, т.е. то, что было задачей самой фотографии. Главным стал ритм пятен, чередование света и тени, как самостоятельный, наполненный смыслом процесс. Эти настроения произведений Яровенко сближают его творчество не только с классической традицией, но и с самыми радикальными направлениями современной культуры.

При постановке света, фотограф обусловлен его способностью принимать любую форму, поглощаться, направляться,
отражаться или рассеиваться, т.е. автор проделывает работу, аналогичную той, которую живописец выполняет с помощью красок. Ракурс, поза модели, угол съемки здесь избраны единственно для того, чтобы показать как свет, например, не обтекает овальную форму, а задерживается на ней, делая ее очевидной. Свет поставлен в зависимость от придуманного художником повествования - луч скользит по поверхности фигур, выхватывая или сглаживая те или иные подробности. Смысл созданной им световой хореографии не в том, чтобы зафиксировать и объяснить действительность, а наоборот, чтобы преодолеть и зашифровать ее. Художник продолжает столь полюбившуюся ему игру в «то – не то», но следует только подчеркнуть, что при всей игре смыслов и подтекстов, разнообразии светотеневой трактовки форм конечный эффект проекта поражает сплавленной однородностью.

Проект Олега Яровенко обладает новизной композиционного построения, единством фигуры и пространства. Здесь очень тонкие замысел и решение формы, основанные на крутом замесе открытий живописи, театра, кино и самой фотографии. Сюжет проекта развивается от реальных объектов в исследование абстрагированных элементов их сущности.

Искусство, как умственный мостик, перекинутый от реальности к фантазии, от констатации факта к «произвольному» полету воображения. Ничем иным оно быть и не должно.

/ Лариса Михневич

2olg [ 28 янв, 09 18:07 ]

Красивые фото... очень хочу сходить.

яровенко олег [ 28 янв, 09 20:25 ]

Экспозиция не нова, но зал симпатичный. Добро пожаловать.

Вложения:

IMG_4016.jpg [ 305.56 Кб | Просмотров: 411 ]

2olg [ 28 янв, 09 20:39 ]

Подскажите, до скольки работает выставка? Как и ТЦ до 23.00?

яровенко олег [ 28 янв, 09 20:50 ]

Зал работает с 12 до 2 0.30. Без выходных.

2olg [ 02 фев, 09 9:35 ]

Очень понравилась выставка.
Очень интересные работы.

Lala [ 04 фев, 09 11:55 ]

А почему выставка больше не работает?

Sergey Mikhalenko [ 04 фев, 09 15:38 ]

Lala писал(а):
А почему выставка больше не работает?

что значит не работает? вас не пустили или фотографий на стенах нету?

яровенко олег [ 04 фев, 09 18:04 ]

:) фотографии весят на стенах. Всё в порядке. Всё работает. 12.00 до 20.30

GBN [ 05 фев, 09 17:46 ]

Посетил, очень понравилось

2olg [ 05 фев, 09 18:17 ]

Хочу написать тут еще.
Единственная и достойнейшая выставка которая мне понравилась целиком. Даже не ожидал в РБ видеть подобное. А учитывая сколько лет работам ваще 5+, так как они будут актуальны еще лет 5 минимум.

Lala [ 05 фев, 09 18:33 ]

Невнимательно прочитала афишу и пошла в Мир фото.
А оказывается надо идти в Столицу :oops:

Tushcan [ 06 фев, 09 10:37 ]

Был вчера.. Впечатлился... Такого формата фотографии, конечно, внушают. И даже не смотря на сравнительно малое количество "экспонатов" общая картина складывается достаточно легко..

Кое-где, как мне кажется, можно было чуть притушить световые акценты, которые слишком явно оттягивают внимание с основных деталей, но не мне судить..

Замечательно! Спасибо за выставку!!

sanches [ 06 фев, 09 17:33 ]

Сходил, посмотрел.
Хорошо получилось, гармонично!
Спасибо, остались приятные впечатления.


Художник и Надежда / Олег Яровенко