Форум фотографов.
https://forum.znyata.com/

Критические заметки о курсах и фотошколах в Минске


https://forum.znyata.com/viewtopic.php?f=27&t=2761
Страница 1 из 1

Валерий Лобко [ 29 авг, 07 10:16 ]
Критические заметки о курсах и фотошколах в Минске

.

Вместо введения

В связи с тем, что учебная тема была как-то затронута в ветке «А что слышно в Академии» ( http://forum.znyata.com/viewtopic.php?t=2529 ), а сейчас некоторые дискуссии так или иначе снова вызвали к жизни тему сравнения тех или иных курсов, традиционных и новых ВУЗовских инициатив.

Решил поэтому, во-первых, собрать все разрозненые сообщения в специальном форуме, во-вторых, прокомментировать в нем эти разные инициативы.

В-общем, предполагалось, что раздел, посвященный ранее Академии искусств и «Творческим мастерским», будет преобразован именно в такой. Т.е. представление школ и комментарии. Сейчас, похоже, такой раздел было бы рациональнее готовить на основе специального обсуждения, так как материалов, в общем, немного, идут они все равно с форумов, а для дискуссии здесь сразу под руками уже накопленная информация с различных профильных веток.

Такая дискуссия, правда, не исключает нарушения принципа равного представительства интересов (скажем, ранее «Краявид» практически никак не заявлял о себе на Znyata), но открытость форумов такой принцип генерализует, поэтому любой перекос или неточность должны, как минимум, стимулировать обсуждение или возможность откомментировать и уточнить какие-то позиции в своих темах.

И эта гибкость, как вы понимаете, не то же самое, что манифестация тех или иных положений в специальном разделе сайта.

.

Валерий Лобко [ 29 авг, 07 12:00 ]

.

Вот одна из недавних реплик в связи с темой выбора и осеннего набора в «Творческие мастерские».

Сразу скажу, что большой информацией по курсам «Творческих мастерских» не имею. Только самую дебютную (этой весной), когда Сергей Суковицын и Жанна собирались вплотную заняться курсами. Мы когда-то устраивали небольшой мастер-класс Жанны; идея пригласить Серегя для ведения специализированого курса обсуждалась давно, поэтому было бы весьма любопытно псомотреть, что же там вышло в конце концов.

Жанна, насколько я понмиаю, не смогла напрямую принять участие в проекте, поэтому собственно фотогарфический курс дополнялся кафедральными — «Развитие креативного мышления» и «Формальная композиция».

Есть еще информация, что эти продвинутые курсы были большими (суммарно несколько десятков человек).

Начальные курсы, тоже многочисленные, насколько можно судить по обрывкам информации, сосредотачивались вокруг базовой техники и технологий, Photoshop и издательских задач, возможно, каки-то элементов студийной съемки, благо, такая возможность имеется.

Компьютерный класс стал больше и удобнее по сравнению с нашим вариантом ведения студий там. Правда, класс занял весьма экзотическое неухоженное помещение, которое использовалсь как «студия упадка и развалин». Где-то на «ФотоОхоте» должна быть наградная работа с тем интерьером — весьма впечатляюще.

*

Итак, задвался вопрос:

C: «Хотелось бы узнать — что там существует на сегодняшний день в Академии? Творческие мастерские как я понимаю прекратили свое существование? А что с кафедрой?»

VL: «По весенней информации — Сергей Суковицын и Надя вели довольно многочисленные группы, которые обильно рождаются на нижних этажах фотографического образования там же. Т.е. по количеству людей — продуктивно, по удовлетворенности, видимо, благодаря дизайнерской и профессиональной компоненте, тоже.

По чуть более поздней информации (когда швед приезжал) от В.В. — достаточно много людей обучались бы черно-белой фотографии и классическим техниками, буде с ними кто-то этим занялся.

В.Т. от студий, по крайней мере, осенью и на весенний период был отлучен.

Есть смутное желание помочь нескольким студентам и Наташе К. (у первого набора студентов, кстати говоря, будут дипломы в следующем году). В виде какого-либо семинара проблемного и обучающего.

Пока в самом деле все смутно. Швед подбивал устроить Школу в Вильнюсе. Есть еще одна идея в таком же примерно духе. Посмотрим, какой бюджет потребуется для таких выездных вещей.

Вообще имеется желание сделать смотровой ресурс на Znyata по учебным инициативам в городе. Хотя бы минимально для помощи тем, кто хочет определиться».

C: «удивлен, т.к. считал, что там все глухо... ко мне достаточно часто обращаются с вопросом — какие есть курсы по фотографии в Минске?.. в настоящее время всех отправляю к Суглобу в Мир Фото на курсы Классической фотографии и к Качану на частные курсы... »

VL: «Нет, просто таки бурная деятельность кипучая. Просто информации толком нет никакой.

Плюс — ажиотажный спрос на дневное образование. В прошлом году конкурс на «Дизайн и фотографию» был 17 человек на место. Там еще компьютерный класс приобрел хоть какой-то вид за счет роста в то неосвоенное при нас помещение. Так что база живет. У Сергея вообще были мощные достаточно планы по внедрению (вместе с Жанной), но там формальные какие-то препятствия появились и финансово это стало выглядеть не очень хорошо для них.

Что касается лаборатории, то В.В, прямо предалагал мне ведение курса там (т.е. внизу, без всяких контактов с программами «высшего» образования на втором этаже). Но я слабо гожусь для какой-то ритмичной работы.

Просто, во-первых, я сейчас с этими выпадами в Вильнюс, не могу толком ничего планировать, поскольку поездки плавающие по срокам. Осенью нагрузка будет существенно меньшей, но весной планируется два курса, так что можно забыть про какие-либо программы помимо тренингов для преподавателей.

Во-вторых, есть идея школы в Вильнюсе в виде хотя бы университета выходного дня. В перспективе — школа или вузовское образование для шведов, скажем. В далекой перспективе, естественно. Швед наш дорогой еще какой-то сейчас проект пробивает (была у него идея школы, домик по случаю был прикуплен в Норвегии, школьное здание очень приятное, как раз под семинары, но дом этот он сейчас продает и план стал более амбициозным). Посмотрим.

Кадры можно было бы растить исподволь сейчас, поскольку не все уедут работать за пределы, это раз, какая-то часть уже имеется людей (студентов) осевших так или иначе в Вильнюсе, это два, преференции для ст удентов-слушателей из Беларуси сохраняются, это три, образовательный стандарт нацелен на рост и, по отношению к дизайнерам, могу сказать, что в какой-то части они уже в более выигрышной ситуации, чем студенты здесь. В первую очередь, конечно, благодаря языковой подготовке, курсам специальной терминологии (языковые), лучшей компьютерной подготовке, лучшей, надеюсь, фотографической подготовке. Преподаватели-визитеры — отдельный разговор.

Плюс — европейский диплом, что немаловажно. Будут шенгенские визы — студенты смогут лучше видеть культурную среду, те же выставки в Европе, скажем. Деньги там, если от Вильнюса считать, совсем небольшие.

Так главное — видеть, в какой наименее расходной форме можно продуктивно помочь талантливым людям здесь.

А то здесь как-то весьма прозаически разговор выстраивается – либо ты играешь по установленным (устанавливаемым) правилам, вроде как в Академии было, либо должен жизнь положить на то, что уже там имеется и в большем количестве».

Исходники:

http://forum.znyata.com/viewtopic.php?t=2529

.

Валерий Лобко [ 29 авг, 07 13:05 ]

.

Академия

Я вот все думаю еще по поводу общей ситуации и отсутствия каких-либо учебных инициатив длительное время (до какого-то последнего времени)

Да, дизайнеров в Академии готовили, процесс шел всегда, а временами даже очень активно. Как минимум, один крупный диплом выносился на защиту каждый год, а то и несколько могли быть практически полностью фотографическими. И на кафедре, в особенности в районе студии, в общем, довольно много оставшихся от разных времен примеров было, не знаю, как сейчас. Много тонированных работ — Виктор Журавков призывался и делился секретами того же оловянного тонирования (диспергеризации серебра), дающего полихромные эффекты.

Все время работали кружки/студия в «Краявиде». Несколько лет назад (порядком), правда, меня Юрий Элизарович приглашал туда работать. Не знаю, какая причина была.

Ситуация в Минске изменилась (если формальным образом, то изменилась радикально) с появлением новой специализации у дизайнеров. Правда, это не тот дом для творческой фотографии, который виделся Михаилу Гарусу (имеется текст, где он обсуждает эту проблему), не тот факультет, в смысле, не те акценты. Тем не менее, в системе статусного взросления фотографии ВУЗовское образование значило очень многое.

Казалось бы, можно радоваться, но за вещами формальными стоит ведь реальное содержание; вот это содержание вызывает массу вопросов.

В несколько перелицованном и облегченном по сравнению с базовым курсом кафедры «дизайн и фотография» баланса нет (что, в общем, понятно по причине начала и издержек роста), но нет и гармонизирующей альтернативы в виде конкретных преподавателей — носителей концепций и знания. Нет и хотя бы крошечной системы взращивания смены — молодых кадров, обычная ставка на то, что проблема рассосется сама собой, кто-нибудь да появится.

Сейчас же можно наблюдать систему «перепрыгивания со льдины на льдину» — в том семестре какую-то проблему закрывал Владимир, какую-то — Егор, в этом — Александр, Альберт… Закрыл — и ладно, глядишь, в следующем году уже свои кадры, вернее, кадр появится…

Насколько такое основание является приемлемым и надежным, когда даже визитеров нельзя пригласить (священная корова для цивилизованной системы образования), обсуждать, видимо, особо не стоит. По ряду причин ситуация не изменится; скорее всего, станет даже хуже, поскольку закрывать амбразуры своим мудрым телом за копейки желающих немного, если они завтра вообще найдутся.

Повторно проходить обучение никто не будет, хотя, судя по моим разговорам с Юлей, она готова была сняться куда угодно, в ту же Прагу, поскольку исчерпала терпение (а кредит доверия иссяк уже давно). Теперь же — диплом, так что едва ли она и кто-либо из уже вложивших время и деньги студентов уйдет, даже осознавая, что теряет время.

С другой стороны, хотя брэнд и втягивает людей мотивированных и свободных, их относительно немного, а интенсив в студиях «Творческих мастерских» был все же неплохой альтернативой по объему занятий.

Поэтому ловить человеков можно и за пределами Академии, используя систему курсов.

Конечно, ситуация теперь, если иметь в виду мою заботу о выработанных нами методике м конкретных вариантах курса, не вполне благоприятна по сравнению с «Творческими мастерскими» — на пике интереса к студиям мы работали в весеннем семестре прошлого года более чем с полусотней слушателей (и поток не иссякал).

И дело шло как раз к тому, чего я хотел — возможности иметь фильтр на входе, возможность повысить «градус способностей» и энергии в отбираемых группах.

Да и по инерции ТМ и осенью, и весной, как можно догадываться, проблем со слушателями не испытывали. Но, как я уже говорил, этот ажиотаж и публичность выходили за рамки структурных возможностей и приоритетов конкретных людей.

Альтернативы же не получилось — Сергей М. может подтвердить, что мы искали возможность перенести школу на архитектурный факультет Политехнической Академии, я позже предлагал один пилотный вариант ИБМТ БГУ, было прямое предложение и зависшая переписка о школе в партнерстве с агентством Сергея Нагорного, была даже договоренность об открытии этой осенью новой специализации (той же, что в Академии) у дизайнеров в ИСЗ.

Последнее виделось наиболее реальным, но здесь Академия, которая у нас стандарт де-факто, стала реальным тормозом для открытия таких специализаций в частных ВУЗах.

Поскольку для открытия специализации требуются, насколько я понял, достаточно серьезные вложения в учебную базу, т.е. в мокрые процессы, лабораторию с неслабыми нормами в отношении рабочих мест и площади, студию с примерно такими же требованиями.

Что мало (весьма и весьма) реально.

Самой же Академии закон не писан в этом смысле, обходятся тем, что есть. Так что — непреодолимо, по крайней мере, на том уровне усилий, которые рассматриваются как целесообразные.

К тому же всегда имеется свое видение конъюнктуры и приоритетов, а то, что дети просто душатся, пытаясь преодолеть конкурсную планку в Академию, и с ними можно было бы работать, мало кто принимает во внимание.

Самое же печальное, как кажется, так это тот не вызывающий у меня большого сомнения факт, что выигрывают на самом деле те, кто планку не преодолел…

*

Последняя попытка была предпринята, когда «БелХард» пообещал поддержку под своей учебной лицензией, предоставляя для занятий дом за городом для проведения школ и мастер-классов (в том числе и с легендами, что специально обсуждалось). Но здесь сработал классический случай, когда хорошее в руке оказалось предпочтительнее лучшего в небе — раскрученный брэнд «Творческих мастерских» в Академии не оставлял шансов для альтернативы.

Осенью, кстати говоря, планировался запуск довольно амбициозного проекта на базе новой съемочной студии; В.Т. вел даже со мной переговоры по этому поводу… Не знаю даже, отложена идея этих курсов или мы увидим пополнение в числе имеющихся предложений.

Тут, честно говоря, ситуация для меня лично, если говорить о Минске, весьма трагическая, поскольку выстраиваемая с таким трудом и безумным вложением времени система, как в ТМ, может быть отброшена легко и без всяких сожалений. Мы же перенесли отработанные там вещи на студентов (Алексей и я), поэтому не только курсы пострадали.

И не стоит подозревать меня в идиосинкразии по поводу других подходов и проектов — мы как-то вечером ездили с Тордбьорном в магазин неподалеку закупить для его вегетарианской натуры отборных изюминок. Подошли к домику — я показал ему, где прошел большой и важный кусок жизни. Подошли, собственно говоря, заметив работу со вспышкой на первом этаже. На крылечко вышел Д.С., заметив две наши странных фигуры… поговорили о студенческом житье-бытье.

Его фраза «Те ваши несколько занятий были лучшими за все время обучения» меня, честно говоря, скорее расстроила по понятным причинам, в том числе и из-за того, что я лишен возможности работать с несколькими очень толковыми и мотивированными студентами там. С другой стороны, никто его за язык не тянул…

Так что невостребованность здесь должна объяснять мой выбор в пользу Вильнюса и те инвестиции времени и энергии, которые были сделаны уже осенью в дистанционном курсе.

.

Валерий Лобко [ 29 авг, 07 13:21 ]

.

Про: «…летом начавшееся у Качана и в Мире Фото, про Технологический колледж». Критика, ага.

.

Перенос текста из ветки

«КАНЦЭПТУАЛЬНЫЯ ПОШУКІ БЕЛАРУСКАЙ ФАТАГРАФІІ»

http://forum.znyata.com/viewtopic.php?p=12889

Здесь, в общем, тот же вопрос: если у вас есть что показать, назвать конкретных выпускников той или иной школы, их выставочные проекты, давайте.

Иначе это словесная конкуренция и голый PR, а не реальное подтверждение того, что вы гарантируете призываемым слушателям качественные знания, не говоря уже о том, что методики гарантируют хотя бы минимальный результат.

Текст:

В «Встрече» я уже писал о том, что никто не работает направленно с выпускниками тех же «Творческих мастерских» на «выходе», поэтому даже те значимые и готовы расти дальше симпатичные и подающие большие надежды «обращенные», которые имеются буквально под руками, при этом — в виде сблизившихся и интересных друг другу людей и вопиют об элементарной поддержке и приюте, остаются без внимания и просто теряются.

Поддержите этот прообраз творческой группы — получите в самом деле живое ядро. Проигнорируйте — и вот вам наша ситуация, когда в живых мало кто и есть… можно с трудом насчитать мизерное количество активных и готовых хотя бы на элементарные жертвы фотографов и похожих на них людей.

Про студентов я даже не говорю… По-хорошему если, то для них нужно было бы устраивать что-то вроде параллельного обучения, вытягивая за пределы Академии, специально работая с наиболее талантливыми, помогая им, мотивируя их, давая шанс получить ремесло и развить индивидуальность.

Эти потенциальные центры «кадров» для фотографической творческой активности я в самом деле выделяю как приоритетные. В силу наибольшего привлечения ими активных молодых людей, потенциально способных изменить ландшафт опрокинутого навзничь и агонизирующего «тела» белорусской фотографии.

Написала же Катерина не так давно, что в московской галерее братьев Люмьер в ЦДХ тепло отзываются о белорусской фотографии, которой нет:

«Одно могу сказать, они активно сотрудничают и с белорусскими фотографами. Например с Щукиным. … Очень приятно было слышать, что у нас в Минске прекрасная школа фотографии, хоть ее и нет как таковой».

И что, можно возразить? Я не нашелся…

Sergey Mikhalenko писал(а):
А мини-курсы от Фотоигры вы ставите видимо, выше, чем происходящее в Краявиде и Технологическом колледже, а также летом начавшееся у Качана и в Мире Фото? Ведь вы о них даже не упоминаете!!! получается интересная позиция — я в этом не принимаю участия и малоинформирован, значит этого нет! так что ли?


Да, безусловно. Не просто выше, а принципиально выше. Что касается «Мира Фото», то еще надо увидеть, что будет на выходе. С одной стороны, там имеется и наш вклад, с другой — мы же не стояли на месте со времени давних студий. Что касается других участников проекта, то, опять же, все зависит от степени их участия и специфики отбора. Позвольте мне напомнить историю самой первой студии, к отбору слушателей в которую так или иначе приложил руку фотоклуб «Минск».

Я уже говорил, что с ними работал Михаил Жилинский и я, наиболее способные на тот момент если не научить, то передать конкретный и богатый опыт. Чем это закончилась? Вы можете назвать кого-либо из той студии!?

Что касается «начавшегося у Качана», то я видел на прошлой, 2006-го года, Дизайн-Бирже экспозицию результата. Возможно, по отношению к начинающим можно сделать какую-то скидку, но вообще у меня было абсолютное и непреходящее ощущение ужаса от того, что я там было показано. А вы меня еще на выставки зовете…

Наверное, вам знакомо такое непреодолимое желание вытолкнуть любые фрагменты из отравившейся зрительной памяти, очиститься, отмыться и более никогда не подходить на дальнее даже расстояние.

Я поэтому использовал принцип замещения… спасался, ага. Был там Валерий Федоренко — тоже ведь легенда, кстати говоря, стоял на выставке невероятно грустный и одинокий, такое воплощение вселенской скорби по фотографии… Сильнейшее впечатление! Как оно тогда мне послужило на пользу — не передать.

Цыплят, в общем, по осени считают.

Большой нашей заслуги в инициативах того же Андрея Дубинина нет — он был совсем короткое время в «Творческих мастерских», но разве Таня Шибко и Настя Корнейчик — не заслуга того же Алексея Ильина? Разве они не результат нашей школы?

Что касается Технологического колледжа, то я хотел бы видеть реальную работу колледжа, как школы. Которая, давая профессиональное образование, меняет в самом деле профессиональный фотографический ландшафт в Минске.

Когда я хожу по городу и в самом деле вижу, что в нем имеются фотографы. Когда я на входе с проспекта в метро «Октябрьская» я уже не встречаю помятую забеларусскую женщину с дитенком, убивающую меня наповал землистым видом, а перед собственно входом не отворачиваюсь больше от спортивной якобы тетки с двумя тенями от носа, а внутри меня не преследует реклама металлической посуды, в которой отразился весь неприхотливый мир студии.

Когда я снимался как-то на паспорт в «Доме Фото», милая и трогающая девушка воспроизвела меня на «Canon». Фотографии подвластно многое: получив снимки, я узнал, как буду выглядеть, когда умру.

Наученный горьким опытом, я уже не пошел фотографироваться абы куда, а предпочел заглянуть в подведомственное «Кодаку» бистро на «Октябрьской», о котором как-то говорили с Михаилом Гарусом.

Неча на зеркало пенять, коли рожа крива, говорит русская классика. OK, OK, все так. Но зато теперь я точно знаю, как выглядел, когда съездил с Анатолием Дудкиным на фольклорный якобы праздник в одну отчаянную деревню на краю земли…

Третий мой опыт контакта с потенциальными выпускниками колледжа основывался на патриотическом призыве «Купляйце беларускае».

Внимательно прочитав и осознав лозунг, я, по принципу «малой родины», пошел в нашу местную фотографию. Не без пользы — я собрал там кучу ценнейшей ресурсной информации. Заодно через пару дней узнал, как может выглядеть напоминающий меня издали человек, по которому проехал асфальтовый каток.

Так что не говорите мне ничего о Технологическом колледже, пожалуйста. В «Легендах» я называл Гудиевскую и Петрищева… на личности если счет вести, то я согласен, а как про школу — увольте.

Или покажите обратное. Можно и на своем примере.

Дизайнеров, кстати говоря, вон тридцать лет как уже В.Т. готовит фотографии… Автора! Автора покажите! Не девочек невыученных, которые крылья типа к звездам типа балета притыкивают.

Собственно даже та система, которую мы выстраивали в «Творческих мастерских», размазывалась этим академическим подходом в не самые лучшие его времена…

Но система есть, система дорабатывается, Алексей благодаря этим курсам на «Фотоигре» смог получил возможность уложить все более взаимосвязано и уже без тех вещей, которые надо было принимать и пристыковывать в Академии.

Я уже говорил многократно и по разному поводу, что не вижу ничего ценного в классических образовательных курсах, поскольку тот же массовый опыт кружков советского еще периода, когда миллионы школьников должны были просто армии фотографов образовывать, да, этот опыт свидетельствует о полной безнадежности этого благородного дела.

На Западе хоть ремесло в школах прививают, да и то, по-разному получается, да и система там выстроилась за годы и годы работающая, ди а условия — какие нам и не снились. Могу показать примеры шведских школ — специально фотографировал лаборатории в разных местах и студию на «Констфаке», аналоге нашей Академии. После чего, кстати говоря, чувство брезгливости, которое всегда появлялось, когда наблюдаешь одну известную комнату на первом этаже, многократно усилилось.

Но я, как видите, совершенно сознательно не назвал в интервью инициативу «альтернативщика» в образовательном плане Аркадия Бирилко.

Опять же, по простой причине — покажите мне конкретный результат. Вот, вы взяли сырого человека, а вот вам — автор с большой буквы. Или хотя бы яркая надежда. Или вот, был человек, который паял на коленке отвратительную попсу, и тащился от нее, а вот вам у него же — тонкие и полные глубинного смысла работы после просветления.

И, главное, чтобы мне не приходилось слышать, что за две недели у нас (в тех еще «Творческих мастерских») слушатели узнали больше, чем за два года в том клубе или той школе, откуда пришли…

Про «Краявид» мы уже говорили недавно, когда речь о ватных тампонах шла имени моего имени, да…

Вот где расстройство на самом деле.

.

Валерий Лобко [ 29 авг, 07 13:24 ]

Sergey Mikhalenko писал(а):
Валерий Дмитриевич, эмоционально, но не позитивно!

знаю вас уже не первый год, но по прежнему удивляюсь вашему умению уводить суть разговора во всевозможные дебри размышлений и воспоминаний... :lol:

я же говорю, что от незнания рождаются все споры и недорозумения... не пригласи я вас пару раз на Фотоохоту, так вы бы сейчас и всех ее участников туда же, куда и учеников Качана - на задворки истории... ;)

а по поводу выставок, так Вторая волна собственно тож не стала великим событием... лично мне было грустно смотреть на выстроенный там ряд, т.к. прекрасно знал много хороших работ, которые там близко не были видны...

по поводу колледжа... да, тяжело там ребятам приходится... а кто им помог? вас я там не заметил как-то, как впрочем и представителей Фотоискусства... даже посещение зимой выставки Sfumato с вашей стороны было бы хорошим ходом, с последующим обсуждением и критикой... вы там были?

те же Творческие мастерские многие фотографы из старшего поколения тож критиковали по причине не знания, а я им доказывал, что там есть дух фотографии... хотя всегда помню и соглашаюсь с недовольствами Дениса Карницкого, что ТМ не давали практически ничего путного, если человек сам не хотел это взять и не прикладывал к этому БОЛЬШИХ усилий... да, чайку попить и пообщаться с хорошими людьми это класно, растворы разные попробовать, бескамерную фотографию и т.д., только ведь системы там НЕ БЫЛО! лично я приходил туда не за техническими знаниями, ну не собирался и не собираюсь я быть коммерческим фотографом снимающим в фэшн, гламур, предметку, интерьеры или что-то другое... так даже эти знания там давались сумбурнои безсистемно! тот же Павел Романовский только собственным опытом научился снимать интереры!

что-то и я начал писать длинными постами... останавливаюсь... :roll:


Сергей, давайте начнем с того, что если меня лично зовут, и я лично могу в самом деле сделать что-то полезное, то я иду и делаю.

Что касается «Мастерских», то без воспоминаний и отвлечений тут не обойтись, поскольку вы не видели начала и не видели того, что было уже в более развитой версии студий. Но поверьте мне — это была целая эпоха для нашего мелкого времени.

Начало было буквально таким — меня пригласил В.Т. под такое сопровождение: «Тут вот один фотограф отказался в проекте участвовать, м.б. ты согласишься?»

Поскольку я не был востребован многие годы, то, да, я согласился, конечно же, а как же? Только вот я сразу сказал, когда узнал о принципах проекта, что ничего путного из такого обучения не будет, поскольку брать всех подряд в учебные студии нельзя, это раз, а тем более готовить их два семестра.

Об этом уже шел разговор — если вы не поднимете и не организуете конкуренцию и мотивацию на определенную цель, то фотографов в Минске можно готовить много, бесконечно долго и только случай даст шанс единицам, который и сами бы вполне пробились рано или поздно.

За отправную точку я держу опыт давних студий; швед ведь не просто так сюда приезжал недавно, и американцы в процитированном «Фотоманифесто» не просто дежурным комплиментом в пользу Минска отделались, была у них возможность и увидеть и сравнить.

Поэтому (и очень здорово, что в тот самый первый набор пришло в самом деле достаточное количество интересных людей), на протяжении нескольких лет выполнялась вполне определенная и непростая задача по отбору того лучшего, что было наработано в Академии (это вместилось в конце концов в две примерно темы всего курса), восстановлении нашей системы (которая не могла быть приложена в полном виде по ряду причин), сплаве нашего и коллективного опыта и выходе на те вещи, которые НИКОГДА в бывшем Союзе толком не описывались, не преподавались и, строго говоря, не сильно освоены до сих пор.

Поэтому в «Творческих мастерских» пришлось вначале сидеть на нескольких стульях, но уже даже в этом первом цикле люди мотивированные могли вслушаться и взять то, что им говорилось.

Помимо прочего, удалось довольно быстро продвинуться технически — с той же обработкой пленки; тема сейчас всплыла, чему я весьма рад.

Далее стула осталось два (но два все же), позиция достаточно неудобная, поэтому началась ревизия курса, более четкое планирование, разделение на два внутренних фактически курса; мечтой был как раз независимый авторский кусок, что не удалось осуществить полностью даже в варианте с целевой группой «Фотоохоты».

Но уже при работе с ними, хоть и был это весьма короткий летний курс, та самая система, о которой разговор, имелась в приемлемом виде (можно ведь у них спросить) и затем начала дорабатываться с приглашением Алексея Ильина в двух направлениях — в виде базового курса, и в виде экспериментального «двунаправленного», который я уже коротко комментировал.

Суть его не в той самой «гламурности», а все в той же образовательной системе, в которой, конечно, довольно старой эмоциональности. Есть, знаете, старый еще любительский комплекс неполноценности, проблема, о которой говорил Георгий Лихторович на встрече в «Творческих мастерских» — любитель иногда (читай случайно) получает шедевр, а профессионал, если он настоящий, обязан и делает каждый раз на твердую «четверку», обходясь без шедевров.

Так вот, в давних студиях впервые это правило было поломано, по крайней мере, в отношении технологии — вы получали то, что снимали, гарантированно. Именно поэтому я очень горжусь тем, что тогда было сделано — этот краеугольный камень в основании не требовал ни мучительных семи лет по формуле Жилинского, ни тяжкого отбора людей, выживающих в горниле профессионального опыта, тоже ведь многолетнего.

Система ремесла обслуживала, как я уже говорил, определенную систему понимания фотографии — покажите что-либо похожее в классическом наборе образовательных методик.

Сейчас (и опыт дистанционного курса это подтвердил) та же проблема «любительского проклятия» решается на основе обучения для профессиональных целей и возможного творческого использования.

Это дает совершенно иной уровень технического и технологического понимания фотографии, возможность прогноза и приемлемую управляемость, вот что важно.

И это работает уже, хотя процесс «отлизывания» далеко не завершен.

Что касается «Мастерских», то, собственно, попытка самостоятельной работы с пилотной группой как раз и послужила одной из глубинных причин неявного конфликта. С последними группами «обычных слушателей», как помните, я уже практически не работал, и вот этот авторский эксперимент пришлось проводить уже вне стен Академии и совсем не по тому плану, который предполагался.

Резюме: система имелась; система не могла отработать эффективно в силу указанных причин (два стула и случайный набор слушателей). Тем не менее, даже экстенсивный вариант обучения обеспечивал возможность фотографического «магнетизма» и контакта любопытных друг другу и небезынтересных в фотографическом плане людей. Думаю, Алексей Ильин в этом смысле мог бы сказать больше и подробнее.

В любом случае, новым слушателям проще выйти и на профессиональные области, которые, кстати говоря, у Павла Романовского тогда и в планах не числились.

.

Что касается «Второй волны». Я уже говорил о том, что это — опцион, но это, при всех издержках, очень важный прецедент. В первой «Волне», в выставке «Начало», конечно же, было больше энергии и значимых авторских подборок (но ведь были и совсем ушедшие впоследствии вещи, да?), но там ведь и школа авторская была, не забывайте об этом. И точку рано еще ставить во «Второй волне».

И, в конце концов, это право инициаторов выставки, согласуя решение с авторами, определять, что будет в финальной версии. Насколько я понял, то отсев, который был произведен, все же не ущемлял свободу выбора работ самми авторами.

Кстати говоря, когда я писал о той экспозиции на «Дизайн-Бирже», то я имел в виду как раз не слушателей, а некие живописные истязания фотографии, позвольте мне не вспоминать больше об этом.

*

Результат «Творческих мастерских» я бы не стал оценивать на основе «сумбурности» знаний — тот период уже достаточно давно позади, и мы вышли на столь обожаемый мной уровень простых ефрейторских упражнений и знаний, уложенных в строгий темно-синий томик «Боевого устава фотографии».

Правда, вся эта система в «Творческих мастерских» была затем отброшена, поэтому мне так дорого то, что в «Школе фотоигры» Алексей смог привести ее «персональное» состояние и дополнительно доработать.

Возьмите теперь список той пилотной группы по студийной съемке и посмотрите, дало ли что-то людям пребывание в «Творческих мастерских» и в этом неполном курсе, или нет.

Это ведь как раз весьма просто сделать…

.

Валерий Лобко [ 29 авг, 07 13:31 ]

.

Мир Фото

Sergey Mikhalenko писал(а):
Slava_Potalakh писал(а):
>Занятия будут вести известные фотохудожники Беларуси.

Имена, фамилии, явки?


насколько мне известно, пока это Васильев и Кочергин, но как сказал Суглоб — будут приглашать и других...

лично на мой взгляд, у Васильева есть чему поучиться...

Кочергин — очень спорно... полное отрицание цифровой фотографии, фотошопа... делит все на минус и плюс...

насколько они хорошие преподаватели — покажет время... одно дело обладать знаниями, но совсем другое — уметь делиться этими знаниями...

естественно могу ошибаться... :roll:

вообще, есть шанс, что из этого может что-то получиться, т.к. Виктор Суглоб довольно активный человек и умеет вести дела...


Насколько мне помнится, Сергей Кочергин был в наших студиях активным слушателем, так что за черно-белую фотографию можно быть спокойным вполне.

Юрий Сергеевич — приятный и убедительный рассказчик.

Есть некоторое сомнение в ориентирах… очень уж у нас пространство такое, на обочине. Но если речь идет о классических технологиях и подходах, то оно даже к лучшему.

Что касается образовательной системы, то тут мой скепсис в принципе весьма неизбывен, но, как показывает практика, сильная мотивация помогает выйти на успешный результат при любом раскладе, а случайному человеку никакая система особо не поможет.

Скепсис основан на весьма простой вещи — если школа состоялась и есть система, должен быть и результат. В том или ином виде образование в городе не первый год присутствует, но тяжело вооруженных результатами фотографических масс как-то и не видно…

Куда взгляд не кинешь — все же тем или иным образом мы ручку приложили в более или менее заметному результату.

«Внеучебные» совсем всегда были, выпускники технологического колледжа, фотожурналика одиночек давала худо-бедно всегда, естественно.

.

Исходники:

http://forum.znyata.com/viewtopic.php?t=1824

.


Критические заметки о курсах и фотошколах в Минске