форум фотографов - разговоры о фото

Форум фотографов в Беларуси: forum.znyata.com
Смотрите также основной портал фотографов: znyata.com

 




Автор Сообщение
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Модератор

Сообщения: 2515
Откуда: Минск-Вильнюс

Профиль

.
Раздел из каталога Николая Костюковича, про который я когда-то писал с большим уважением в первом блоге в БелНете («Все против всех»):

Belarus: Painting, Design and Photography

Photography (часть ссылок не работает; некоторые — чистая туристская этнография; у Зои Мигуновой большое портфолио не photo.net и не только…)

Alex Kolesnikov, Amateur Gallery at Field and Forest (en)
Ambiont.com — PsyPhoto(en, ru)
Andrej Bursau: Dzivin 2002 (en)
Andrey Parfyonau, Photographer from Vitebsk (be)
Andrey Schukin (en, ru)
ARTphoto by Igor Peshekhonov (en, ru)
Aviation Photos: Belarus (en)
Belarus picture gallery, from the multimedia CD Belinfo (en)
Belarus Photo (ru)
Belarus Photo Tour (en)
Belarus Photographers (en, ru)
Belarusian Club of Art Photography, contact info from FIAP (en)
Belarusian folk crosses, The illustrated monography by Mikhas Ramanyuk (be, en, po)
BelarusianBeauty.com, by Alena Filistovich (be, en)
Daniel Parniuk's PhotoGallery(en, ru)
Gennady Yaschuk, Photographer's portfolio (en, ru)
Georgiy Likhtarovich (en, ru)
Gomel, Belarus: Photoalbum (en)
History of Belarusian Photography, by Valery Lobko (ru)
Igor Savchenko (en, ru)
Irina-Alex Studio (ru)
Krupka: Photography by Mariya Zhilinskaya (ru)
Links to Belarusian Photography Web Resources, from Nova Gallery (en)
Minsk Bus, photo album (en)
Minsk Gallery, photos of Minsk (en)
Oleg Babinets' Photogallery, Pictures from Belarus (en, ru)
Photo Gallery: E. Denis (ru)
Photo Underground of Belarus (en, ru)
Photoalbum: Belarus (en, ru)
Photojournalist Victor Strelkovsky (en, ru)
Photos of Belarus taken by Galen R. Frysinger, Sheboygan, Wisconsin (en)
Photoscope.by, Belarusian Photography Almanac (en, ru)
Sergey Kozhemyakin (en, ru)
The Museum of the History of Belarusian Photographic Art (ru)
The Natural Landscapes of Belarus, by Vadim Sidorovich (en)
The Zone. Chernobyl Gallery, Vladimir Blinov's photos (en)
Uladzimir Parfianok (be, en, ru)
Valery Titov, photographer from Orsha (ru)
Viktor Sedykh (ru)
Viktor Zaikovski, Photographer (ru)
Vladimir Parfenok, from The Photographic Centre Nykyaika (en)
Zdymki z Bielarusi, Photos of Belarusian churches and Mir castle (en)
Zniata (Taken), Main Belarusian Photo Portal (be)
ZOOM — Photographers of Belarus (en, ru)
Zoya Mihunova (en, ru)
50 Photos of Belarus (ru)
Photogallery of Alena Adamtchik, Official Site (en)
The official site of Alena Adamtchik (en, ru)
Jan Bulhak
Jan Bulhak (en)
Jan Bulhak. 1876-1950 (en, fr, li)
Jan Bulhak. 1876-1950 (po)
Jan Bulhak. Photogallery (be)
Jan Bulhak. Pictures of Danzig. 1926-7, exhibition (en)
Photography by Mikhail Garous (en)
Profotos Member Profile - Mikhail Garous (en)
Anatol Klyashchuk, The photos about Chernobyl (de, en, ru)
Kljashchuk Anatol. Photogallery (en, ru)
Galina Moskaleva (sp)
Galina Moskaleva, Museum of New Mexico (en)
Invited Star, from Minsk Drama Theatre Dze-Ya? (en, ru)
Moisey Nappelbaum
Moisey Nappelbaum (1869-1958), from Photogallery Russkoe polye (en, ru)
[url=http://www.rubricon.ru/qe.asp?qtype=4&rq=4&aid={1507A2D5-2F10-4E38-9B57-C34EA22803CF}&id=1&sLetter=ac]Nappelbaum Moisey Solomonovich[/url], Big Soviet Encyclopedia (ru)
Photo Art Classicist, from Soviet Photo Magazine (ru)
.


 
 13 авг, 07 20:32
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Модератор

Сообщения: 2515
Откуда: Минск-Вильнюс

Профиль

.

Это для какой-то культурной скорее истории. Владельцы Мирского замка.

Photo Album: Several photos kindly presented by Princess Maria Sviatopolk-Mirski. Comments provided by the Princess follow:

"I was a 'Guest of Honour' three years ago when the then Ambassador of Belarus, Mr. Uladzimir Shchasny received memorabilia concerning the Princes Sviatopolk-Mirsky Dynasty from whom I am proud to descend. My great-grandfather, Prince Nicolai Ivanovitch Sviatopolk-Mirski, lived in one of the towers of the castle. My maternal grand-uncle, Prince Michail Nicolaevitch Sviatopolk-Mirski was the last owner of Mir Castle.

.

http://www.eilatgordinlevitan.com/minsk/minsk_pages/ (тут, скорее всего, понадобится небольшой комментарий к увиденному).

Собственно белорусы, как помните, жили в деревнях и селах. В городах, местечках и столицах жили евреи (иногда до 100 процентов), в Минске — на 50 процентов, как мне вспоминается из карты расселения еврейского племени в энциклопедии «Брокгауза и Эфрона». Неудивительно поэтому, что обычно в числе ранних фотографов (в студиях) в Минске — польские или еврейские имена, русские.


Boris Feldblyum Collection — List of Cities (там есть Минск и другие белорусские города).

http://www.bfcollection.net/citylist.html

Загляните по случаю на описание выставки «Евреи — пионеры советской фотографии». Это — инициатива Льва Бородулина; в абсолютно ущербном (до появления первых публикаций о литовской и латвийской фотографии), ну, еще там Роман Баран вспоминается, фотографии Льва Бородулина и классиков были как бы не единственное, ради чего это журнал стоило смотреть, если говорить именно о фотографиях.

Галерея: http://www.sem40.ru/arts/photo.shtml

.

На всякий случай — ссылка на дальнюю заметку:

BELARUSIAN STATE ARCHIVES OF FILMS, PHOTOGRAPHS AND SOUND RECORDINGS

Я был там как-то раз, когда оно еще было на горе в культовом здании, не в Дзержинске. Потом еще приходил человек в фотоклуб, предлагал отдавть туда свои архивы негативов. Интересно, как они там хранятся? В городском музее Стокгольма собрано чудовищное количество (несколько миллионов) негативов, в том числе работ очень известных и впечатляющих авторов, вроде Гудвина. Какая-то часть информации (в сберегающих упаковках) хранится при нормированной температуре и влажности (очень холодно там, кстати говоря), что гарантирует их сохранность и возможность использовать их для прямой печати.

Но есть драгоценный запас очень важных негативов, для которых предусмотрено специальное архивное хранилище с азотом. Такое вот отношение к истории.

Попутно: музей реализует очень интересный проект документации всех важных зданий (съемка на пленку 9x12). Методично и очень профессионально — снимки не смотрятся, как чистый документ, хотя с этой точки зрения к ним нет никаких претензий.

Чт осообщает указанная страничка про наш архив:

Amount of Holdings: over 211,000 items of documentary photographs, 29,000 items of film documents, about 10,000 items of sound recordings (including 2,3 thousand phonograph records), and 185 compact disks.

…The Archive also holds a collection of 508 photos made by V. I. Arkashev in World War II. Being a front-line photographer he went through the Moscow Region, Smolensk Region, Belarus, Lithuania and East Prussia. His photographs reflect the events of the early days of the war, army life, combat operations, medical work, etc. The Archive also preserves the captured German news reels and partisans' film chronicle reflecting the very beginning of the war, combat operations, battles and partisans' everyday life.

One of the most valuable photograph collections held at the Archive is that of Dukes Radzivill, one of the biggest noble families in Belarus. It contains 55 photographs from the Radzivill family album. The collection tells about Nesvizh Palace - Radzivills' residence, Radzivill family members, their friends and visitors.

.


Последний раз редактировалось Валерий Лобко 15 авг, 07 9:26, всего редактировалось 1 раз.

 
 14 авг, 07 5:56
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Модератор

Сообщения: 2515
Откуда: Минск-Вильнюс

Профиль

.

Решил вынести отдельно пассаж про Наппельбаума. Все никак не соберусь написать псьмо моему давнему знакомому Виталию Чарному, с которым когда-то часть моей фотографической школы (средний формат) проходили вместе по своеобразной теме. Большой спектр увлечений у него был, похоже, всегда.

После чего у меня в Праге вышла книжка (и приличный гонорар был, три четверти которого советское государство нагло забрало ни за что — даже договор мой потеряли), так что появилась возможность поддержать на личные деньги наши групповые инициативы.

Немаловажно, что можно было без всякой спешки посмотреть культовые фотографические места вживую, ходить на открытия выставок, встречаться с фотографами.

Целей было несколько: пообщаться с тогдашним редактором (последним, как все же вышло) «ФотооРевю» Мухой (он, похоже — Josef Moucha). Найти какую-либо связь с Foto revie и именем Мухи практически невозможно — ему не повезло выпустить хотя бы один номер журнала.

Естественно (и очень здорово, что такая встреча состоялась), в Прагу надо ехать ради совершенно легендарной фигуры — Даниэлы Мразковой, самым ярким редактором «ФотоРевю» и редактором на тот момент очень любопытного по материалам и портфолио авторов журнала «Чехословацкая фотография».

ФАМУ, само собой — абсолютно притягательное место, факультет фотографии в Музыкальной Академии, «раскрученное» чешскими журналами вполне заслуженно. Туда тоже удалось добраться.

И с Владимиром Ремешем (соавтор, и не только, Даниэлы Мразковой в книгах и сокуратор в выставочных проектах), естественно, общались довольно много — редакция была небольшая, но очень интересная и отнеслись ко мне очень дружелюбно.

Мразкова произвела очень сильное впечатление — очень симпатичная и интеллигентная женщина, с европейским мышлением и планами. Волевая и рациональная в то же время. Пострадала от коммунистов за редакторскую политику «Фоторевю», но назад во время оттепели уже не вернулась.

Рассказывала с большой грустью про ужасный конец мастерской Судека — одни чиновники, пообещавшие деньги на реставрацию, ушли, другие — ничего не обещающие — пришли. Драгоценные негативы заливал дождь, дети разбивали их, и я застал уже совершенно пустынный дворик, поскольку все было в какой-то момент полностью снесено… Вот примерно как на этом снимке пустыня:

Изображение

А вот как это я видел. Это если повернуться ко входу в «заграду», а затем снимать по движению часовой стрелки.

Изображение увеличить x2

Изображение увеличить x2

Изображение увеличить x2

Изображение увеличить x2


Так что современная восстановленная мастерская — тот еще муляж, даже вход во дворик не на месте…

Изображение

Укажу тут снимок про Судека из «СибФотоУспеха» («Йозеф Судек. 105 лет со дня рождения» — это название книги и передвижной выставки, которая была приурочена к 100-летию со дня рождения и 20-летию кончины Судека и подготовлена «Обществом друзей фотографии» совместно с журналом «Фотография-магазин». Кураторами выставки и издателями книги стали Д. Мразкова и В. Ремеш.)

Изображение

Подпись там такая: Vaclav Jirsa. Пан Судек со своими инструментами, 1875. Как видите, с такими датами имеет уже смысл писать не 105, а 205 лет со дня рождения…

Удалось показать на ФАМУ очень большую коллекцию работ белорусских авторов Владимиру Биргусу и руководителю фотографической кафедры ФАМУ. Биргус говорил, что этот показ закрыл белое пятно между Варшавой и Москвой, которое было в его представлениях. Работ было в самом деле много — я привез тогда даже немаленькую коллекцию Анатолия Дудкина, который, правда, не очень вписывался в показ.

Сейчас уже, думаю, громадную сумку со снимками с места не смог сдвинуть бы даже… Чудом едва отбился от брестской таможенной женщины, которая пообещала ко мне еще вернуться — такого размера багаж она просто так пропустить не могла, но, видимо, рыбка покрупнее попалась. Так что повезло.

От знаменитого «Фоторевю», видимо, только виртуальный след остался: PhotoRevue.com — magazín o česko-slovenské fotografii

Чешская экспедиция была удачной (ах, да еще видел Ярослава Шмока, т.е. нескольих очень важных преподавателей кафедры видел, а его вытсупление на открытии выставки одного из студентов еще послушал) и очень обещающей. С другой стороны, практически все намеченные вещи, о которых там удалось договориться, были сорваны — в этом смсле разочарования просто бесконечны.

Журнал «ФотоРевю», издание которого в силу революционных событий фактически прекратилось, планировалось выпускать с помощью Слонимской бумажной фабрики. Увы, с одной стороны, наш потенциальный спонсор Ш. тогда непрерывно ссылался на всякие объективные трудности, вроде акционирования завода и к практическим действиям так и не перешел. С другой стороны, из-за проволочек мы въехали в отмену междунарождный бартера (о чем мне с грустью сообщили в торгом представительстве Чехии в Москве), так что пришлось мне в конце концов идею поддержки выпуска журнала, который три десятка лет культивировал здесь представления о творческой фотографии и прививал систему взглядов на фотографию, передать весьма странной парочке — Л. Курскому (известному по важной книге о студийной портретной съемке) и его темпоральному партнеру, который наезжал в Москву Краснодара с большой бухгалтерской книгой. Они, как помнится, примерно в течение года пытались дело сдвинуть, но тоже безуспешно.

Если бы наш план все же удался, то тогда «Союз фотохудожников Белоруссии», интересы которого я представлял, получил бы возможность распоряжаться здесь частью тиража все еще очень на тот момент популярного журнала, культовый статус которого не вызывал сомнения не только у фотографов.

С Мухой тогда мы еще обсудили в деталях идею, которая реализовалась в словацком проекте Imago. Т.е. речь шла о возможном международном журнале. Сейчас, похоже, Imago все же закрылся, так что мои сожаления по поводу отсутствия там белорусского представитеслства уже напрасны. Тордбьорн жаловался мне, что сайт Imago не отвечате. О Кшиштофе Гералтовском была важная публикация в это журнале, кстати говоря, очень солидный журнал был.

И были это не прожекты — команды специалистов тогда были весьма крепкие, связи были еще очень тесные, так что главным была финансовая основа. Она должна была появиться как разница цен на бумагу здесь и там (т.е. белорусскую бумагу достаточного количества издательство планировало использовать различным образом, для журнала она не годилась, а на прибыль — издавать журнал).

Вторая фатальная неудача. Даниэла Мразкова после знакомства с коллекцией белорусских авторов предложила участвовать в пражском фотофестивале. Годом раньше она показывала коллекцию молодых фотографов из Швейцарии. На этот раз таким ядром должна была стать коллекция из Минска. Что там не вышло, почему Мразкова и Ремеш затянули с информацией и приглашением — просто не знаю, а Галя, которая потом общалась с Владиимром Ремешем, ничего по этому поводу не сообщала. Безумно, в общем, жаль, что такая европейская презентация не состоялась, но сам факт таких переговоров (еще Муха обещал нам установить контакты с галереей в Хебе) говорит о достигнутом на тот момент уровне и интересе к работам ряда авторов из большой сводной коллекции.

Собственно, это такое длинное вступление само собой вышло (там много всяких любопытных вещей можно рассказать), хотя разговор шел о Виталии. Он уехал из Минска, основался затем Америке, потом меня как-то нашел по компьютерным публикациям, похоже. Выяснилось, что он ведет какие-то собственные исследования по Наппельбауму (и, учитывая интеллегентность и здоровый фанатизм Виталия, я полагаю, это должно было быть дико интересным).

Так что покопаю я архивы, найду адрес, напишу ему записку, пожалуй, в Алабаму, куда он удалился, как в пустыню, от прелестей американской городской жизни.

Но вот поиск не подтверждает, что он публиковал что-либо по Наппельбауму — есть только упоминание [url]в заметке Виталия о Мандельштаме[/url=http://www.jewishgen.org/LITVAK/HTML/OnlineJournals/Mandelshtam.htm] (поскольку М. родился недалеко от Каунаса, то попал в сферу географических интересов заметок Виталия). Как, скажем, Иегуда Пен: [url=http://albaruthenia.by.ru/art/eng/pen.htm]Yehuda M. Pen and his Disciples of the Vitebsk Art School, by Vitaly Charny[/url].

В копилочку зато добавим вот такую интересную заметку про Константина Шапиро из Гродно:

Konstantin Shapiro (1840-1900) : Court Photographer of Russian Art, by Vitaly Charny

Наппельбауму, если бы речь ву саом деле шла об одном пространстве, было кому и было что наследовать… Не пропустите эту заметку — там есть некоторые вещи, которые неплохо увидеть.

О Шапиро «лейб-фотографе русской литературы», см. заметку на photographer.ru.

Вот тут продается пресс из его ателье:

Пресс RUSSOGPAPHE, Надписи Construction Constantin Chapiro, Photographe Delacour St.Petersbourg.

Сопроводительный текст: «Шапиро Константин (1839-1900) — классик портретной фотографии XIX века. В середине 1880-х гг. Шапиро устроился на работу в фотоателье в Петербурге, вскоре открыл собственную студию. Впоследствии Шапиро получил должность фотографа Академии художеств; у него делали фотопортреты члены царской семьи, высокопоставленные особы, видные литераторы (в том числе Л. Толстой). Шапиро разбогател и приобрел известность…»

На kinoportret.ru находим довольно большой пассаж про Шапиро, мастера Photoshop'а, если в современных понятиях.

Фотографы-портретисты ранней поры

«уже в шестидесятых годах лучшие портретисты отказались от ретуширования отпечатков. Шли споры о ретуши негативной. Одним из ее изобретателей был Левицкий. В 1860 году, живя в Париже, он предложил такую ретушь для уничтожения технических недостатков негатива и для смягчения на нем неприятных, слишком светлых или слишком темных пятен.

Это нововведение понравилось фотографам. Но ремесленники, падкие до внешних эффектов, увидели в негативной ретуши отличное средство льстить заказчикам. Они стали приукрашивать лица на портретах и столь усердно, что ретушь вошла в противоречие с самой природой фотографии: ретушеры нарушали естественное соотношение света и тени и как бы накладывали «маску» на изображение.

Изобретатель негативной ретуши Левицкий последовательно выступал против злоупотребления ею. Он оставался сторонником сохранения «жизненной правды» в фотопортрете.

«...Фотографы для удовлетворения, или лучше сказать для успокоения заказчиков, волею или неволею вынуждены прибегать к самой неестественной, утрированной ретуши, противу которой восстают все истинные ценители искусства»,- писал Левицкий впоследствии в статье «О значении ретуши» («Фотограф», 1880, № 3).

Как эксперт фотографических выставок, Левицкий высказывался против присуждения наград фотографам, прибегающим к ретуши для придания эффективности портретам. Между тем ретушь многими поощрялась. Так было, например, на Международной выставке 1878 года в Париже.

«Это убийственное направление резко и пагубно отразилось на французской портретной выставке, – писал Левицкий в своем отчете о выставке в Париже («Записки Русского технического общества», 1879, вып. 2). – Нельзя было представить ничего однообразнее, монотоннее и печальнее; большую часть выставки делал как бы один и тот же фотограф. Одна и та же манера, один и тот же прием: все негативы усилены и ретушированы до безотчетного сглаживания всего, что составляет жизненную правду в фотографии».

Левицкий, Деньер и другие фотографы-художники своей деятельностью доказали, что профессионал-портретист может избежать рутинных приемов пользования ретушью.

Композиционные возможности были в ту пору ограничены. Малая глубина резкости изображаемого пространства портретных объективов вынуждала располагать и фигуру фотографируемого и предметы обстановки примерно в одной плоскости.

Ракурс не допускался. Из приемов линейной композиции использовалось построение по диагонали и в овале.

Одним из коренных творческих вопросов в среде фотографов-художников был вопрос о внешнем сходстве и передаче характера фотографируемого человека. Внешние эффекты в снимке придавали привлекательность изображению, но они часто нарушали сходство и уводили фотографа от решения более глубоких, творческих задач.

В раннюю пору портретной светописи фотографируемым придавали такие позы и снимали их в такой обстановке, что появлялись снимки, быть может, и льстившие модели, но далекие от правды жизни. Подобные портреты служили поводом для карикатур и острот. Несколько забавных сцен, как бы зарисованных в павильонах фотографов-ремесленников, запечатлел талантливый график П. М. Шмельков.

Однако наделенные талантом, образованные и пытливые фотографы настойчиво искали изобразительные средства и новые композиционные приемы, которые вносили бы больше реалистических черт в портрет.

Мигурский еще в пятидесятых годах в своей книге много внимания уделял «группировке» в портрете. Он говорит о выборе позы, «свойственной субъекту», о «свободной» позе. Мигурский замечает, что придание одной и той же позы «разным индивидуумам» не имеет «даже художественного смысла». Фотографы все чаще стали получать в павильоне динамичные, выразительные портреты.

К этому стремился петербургский фотограф В. А. Каррик. В шестидесятых годах он занимался преимущественно портретной съемкой и овладел новой для тех времен техникой фотографирования групп в разных положениях, печатая затем несколько таких миниатюр на одном листе. Это был один из немногих тогдашних приемов внесения динамики в портретную фотографию.

Позже, спустя почти четверть века, новатором в этом роде съемки выступил петербургский фотограф Константин Александрович Шапиро. В кругу любителей светописи Шапиро справедливо упрекали в злоупотреблении внешними эффектами и ретушью. В начале восьмидесятых годов он издал большой альбом снимков под названием «Галлерея портретов русских писателей». Портреты были безмерно заретушированы и приукрашены; выход в свет этого издания вызвал дружную и резкую критику. А. Н. Островский, очевидно, снисходительнее других отнесшийся к «галлерее» Шапиро, выступил даже с письмом, где подтвердил свое сходство с портретным изображением, помещенным в альбоме!

Примирило с Шапиро любителей искусства одно его достижение. В условиях павильона он выполнил серию снимков, сфотографировав известного актера В. А. Андреева-Бурлака, исполняющим монолог Поприщина из «Записок сумасшедшего» Н. В. Гоголя.

Изданный в 1884 году, этот альбом из тридцати снимков вызвал положительные отзывы. «У нас в Петербурге важная художественная новость. Нечто такое, что, по моему мнению, найдет себе непременно подражателей не только здесь в России, но и в остальной Европе», – писал В. В. Стасов в статье об альбоме Шапиро.

Об альбоме, как о новости, писали в европейских странах. На фотографической выставке в Вене Шапиро получил медаль. Открывалась новая область применения фотографии.

Константин Шапиро фотографировал актера. Это облегчало ему съемку. Уловить же нужный жест, выражение лица в обычной портретной съемке было труднее.

Сколько надо было приобрести навыков, сколько неудач испытать, чтобы научиться строить такие сложные группы…»

Изображение

Аукционный дом «Гелос» располагает вот такой позицией:

«Фотопортрет Л.Н.Толстого. Прижизненный отпечаток (под фотографией на паспарту — факсимиле писателя с датой — 1879 г.) на фирменном паспарту заведения «Светопись и живопись Константина Шапиро. СПБ, Невский проспект №30». Издан в серии «Портретная галерея русских литераторов, ученых и артистов», в раме, под стеклом. Прижизненные отпечатки фотографий Л.Н.Толстого очень редки, тем более, такого размера и качества. Размер фото с паспарту 50х35 см., размер отпечатка 23х17 см.

См. сам снимок.

.


Последний раз редактировалось Валерий Лобко 16 авг, 07 12:35, всего редактировалось 7 раз(а).

 
 14 авг, 07 6:53
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Модератор

Сообщения: 2515
Откуда: Минск-Вильнюс

Профиль

.
Громкая история Моисея Наппельбаума, конечно же, связана с периодами его работы и жизни в Петербурге и Москве, но начинал он и, возможно, формировался здесь: «В родном Минске Наппельбаум начал создавать фотокартины. Особый успех имел его триптих «Три эпохи русской женщины»: «Рабство», «Христианство», «Революция», см. здесь:

Свет и тени Серебряного века

Верить, конечно, этой писанине можно, но только осторожно: «Увлекшись в четырнадцать лет фотографией, он поставил цель превращать каждый кадр в произведение искусства и в лучшей студии города Минска — «Павильоне Боретти» получил возможность экспериментировать уже на первых шагах овладения мастерством». Вообще же в этом объемном файле много информации и снимков, так что скачайте обязательно.

Так вот, юного Моисея мама привела на Захарьевскую (кажется; ателье было на Губернаторской вначале) в студию Боретти, где стояла громадная камера для групповых портретов, от безысходности — планировался Моисей-врач.

«Четырнадцатилетним мальчиком начал работу у минского фотографа Боретти. То была еще пора мокроколлодионной фотографии; снимали на фоне рисованных фонов, у балюстрад, камней и деревьев, изготовленных из папье-маше. Ученик изучил копировку снимков, ретушь, наконец, был допущен к самостоятельным съемкам».

Пишут, что ателье Осипа Осиповича Боретти, так что, возможно, владелец был не просто из итальянцев, а из крещеных итальянских евреев, но кто же его знает. Не знаю, также он ли это, или родственник какой Боретти фигурирует в «Брестском Вестнике», где рассказывается о выставке «Культура белорусских земель на фотоснимках ХIХ века», т.е. Если Осип = Юзеф, то, возможно, и да:

«На вернисаже представлены пятьдесят работ двух авторов — Юзефа Боретти и Яна Садовского — представителей разных стилей той эпохи. Снимки Боретти сохранили для истории облик приграничных районов Польши и Беларуси с их костелами, дворцами, усадьбами, с местами, связанными с жизнью Адама Мицкевича, а фото Яна Садовского отражают, главным образом, быт простых жителей белорусских деревень».

Сейчас посмотрю у Плыткевича, в «ТиО», в довольно большой заметке некоей Ольги Дроздовой, которой, как она пишет, довелось держать в руках многие работы фотохудожников той поры. Не знаю, насколько самостоятелен материал — узнаю раскопки Нади Савченко. Подробности о студии Боретти (была как-то большая заметка о весьма просвещенных братьях, надо найти):

«Упоминания о мастерской, хозяином которой был житель Варшавы "из уроженцев итальянской нации" Викентий Боретти, впервые появляются в 1881 году. В 1898 году мастерская сгорела во время пожара. В последние годы студией владел брат Викентия — Осип».

См. всю статью здесь: На Широкую, к пани Жозефине! (из истории минских фотостудий)

Несколько ссылок на публикации о Моисее Наппельбауме, это интересно весьма.

Наппельбаум М. С. От ремесла к искусству. М., 1958. (описание неизвестнго мне издания (знаю второе) с очень интересными техническими подробностями в статье.

Галерея и ссылки: Фотограф Моисей Соломонович Наппельбаум

Моисей Наппельбаум (мини-альбом)

Зеркало ушедшего века (снимок имеется там: внучка держит портрет знаменитого деда)

Россия: ХХ век в лицах (это о той же же выставке, другие снимки).

Анри Вартанов: Классик искусства фотопортрета

Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета

АТЕЛЬЕ ФОТОХУДОЖНИКА

Фотомузей на iatp.by: М.С. Наппельбаум

Фотограф-художник Наппельбаум.

Моисей Соломонович Наппельбаум (годы жизни на фоне актуальных событий, хронология фотографий в том числе)

Илья Ципин: Записки старого фотографа (о ретуши — всякая техническая экзотика, в то м числе: «Знаменитый фотомастер Наппельбаум коптил над свечкой стеклянную сторону негатива, потом ваткой выбирал нужную копоть, получая на фоне блики мазками. Таких бликов светом добиться невозможно»).

Еще там жутко интересные подробности: «Второй знаменитостью был Свищев Паоло. Паоло он стал, когда купил ателье у итальянского фотографа Паоло. Как странно переплетаются человеческие жизни. Моя мама рассказывала, как в 1914 году Свищев снимал у них половину дачи, и она видела как он, вместе с женой ходил на речку фотографировать обнаженных девиц. И вот я, через сорок лет, заряжаю ему пластинки в темном шкафу. Быть учеником сразу двух великих фотографов, хоть и на короткое время, — удача, выпавшая, наверное, мне одному. Обе знаменитости в то время работали в одной фотостудии на Арбате и недолюбливали друг друга. Имя Наппельбаума в основном знали в России, он снимал только студийный портрет. Паоло же можно было увидеть и на пленэре. Особенно он любил снимать обнаженную женскую натуру. Его снимки на всех международных выставках получали золотые медали. Был он очень культурным человеком, знал восемь языков».

Фредерика Наппельбаум. Фотография М. Наппельбаума. Начало 1920-х годов. (собственно, это история о Ходасевиче и Берберовой).

Наппельбаум Ида (список публикаций)

Жутко интересное описание эффектов времени в живописи Филонова: « Интересно замечание по поводу филоновского аналитизма, сделанное Моисеем Наппельбаумом, признанным Рембрандтом советской фотографии.

Однажды дочь фотографа Ида вместе со своими подругами-рабфаковками посетила вставку филоновской школы в Ленинградском Доме Печати, в бывшем Шуваловском дворце на Фонтанке. После выставки компания отправилась в квартиру Наппельбаума на Невском проспекте в доме напротив улицы Рубинштейна. За чаем девушки рассказали Наппельбауму о необыкновенном эффекте живописи Филонова. Им показалось, будто на холсте каждая молекула этой странной живописи проявляется каким-то своим особенным цветом.

Наппельбаум внимательно слушал, затем, не выпуская из рук серебряного подстаканника, пригласил дочь и ее товарок в небольшую затемненную комнату, служившую ему домашней лабораторией. Там он достал из коробки стеклянный негатив размером в половину почтовой карточки и, приложив к нему обрывок фотобумаги, осветил его в контактном станке…»

См. нужный текст при положении ползунка полосы прокрутки ниже половины:

Топос. Александр Медведев. Аксиомы авангарда. Непобедимой ревностью прижимающие смерть.

.

Изображение

(дочери Наппельбаума; на снимке имеются очень характерные световые мазки, которые, как помните, создавались с помощь копоти).

Ира, которая у нас Мама молодой белорусской фотографии в былом, знакома с сыном Наппельбаума. Как-то у меня это слабо укладывается, поскольку к двум известным дочерям-поэтессам добавилась еще и Ольга, потом еще и сын (второй ребенок, вообще-то, а еще же и Лиля — четвертый). Я как-то отловил в бурное время начал Интернета перед собственно его распространением году в 2000-м информацию о том, что Кирилл Готовцев, один из двигателей сетевых технологий в то время, явялется правнуком Наппельбаума.

Еще одна история достаточно темная. Ольга Грудцова пишет в воспоминаниях, что Моисей отказался выполнить поручение фотографировать мертвого Есенина… а масса источников указывает на обратное — Наппельбаум был в известном номере «Англетера» с камерой и помогал ему брат поэтессы Иды Лев.

У меня в голове после рассказов Иры застряло почему-то запанибратское имя «Леня» (или оно же — Лев?), реплика о том, что сын доступные снимки таки продал на Запад, а также жутковатый рассказ о том, что утро художника-фотографа, близкого к кремлевской элите, начиналось в тридцатые годы с прослушивания списков арестованных-осужденных-растрелянных, после чего Моисей бросался к архиву негативов и разбивал какую-то их очередную порцию. Впору повторить классическое из Грибоедова: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

Собственно, это к тому, что какие-то из снимков, которые отлавливаются по западным ссылкам, могут быть и относительно свежими по времени вывоза из Москвы. Скорлько сохранилось старых снимков — неясно, поскольку имеется практика печати новых выставочных работ с сохранившихся негативов:

PORTRAIT OF SCIENCE AT THE TURN OF THE CENTURY

13 April – 6 May 2007
National Centre of Photography

The exhibition displays contemporary prints made from original negatives of the famous Russian photographer, Moisey Nappelbaum (1869–1958) from the collection of LSAPC.

*

Поскольку Моисею Наппельбауму удалось отразить две истории страны, то публикаций и воспоминаний уже очень много. Одни раскопки гибели Есенина чего стоят:

ТАЙНА ГИБЕЛИ ЕСЕНИНА (Часть 2) ГЛАВА XI СЛЕДЫ ВЕДУТ В МОГИЛЕВ

.

Западные подборки, которые стоит искать, заманчивы в первую очередь тем, что могут включать работы минского периода (до 1910-го), так что раскопки стоит вести. Владимир Нехайчик рассказывал также, что он видел семейный альбом у кого-то здесь, в Минске, с фотографиями из студии Наппельбаума. Так что работы, возможно, сохранились и здесь, и там. В Историческом архиве в Минске имеются, говорили мне его сотрудники, собрания фотографий из минских фотоателье.

Очень интересная галерея:

Portraits by Moisei and Ida Nappelbaum, 1920-30

[url=http://www.russianartandbooks.com/cgi-bin/russianart/Ph00007.html]Nappelbaum, Moses. Vintage Photograph: STANISLAVSKY TRIO. Moscow, 1929.
[/url]

Moisei Nappelbaum bei artnet (там небольшая имеется работа среди трех, довольно простая, с сильными следами ретуши фона).

Еще одна — gummidruck — [url=http://www.artnet.de/Artists/LotDetailPage.aspx?lot_id=40D6A4289B9DF7CA]см.
здесь[/url].

Другой портрет Анны Ахматовой

Вот здесь речь идет об оригинале портрета Пастернака 22x16", Flash-страничка. Непонятно только, идет ли речь о том известном, хрестоматийном, или это другая работа.

Возмсжно, вот тут тоже его работы портрет, указано — Михаил Наппельбаум.

Trotsky, a pictorial biography

Имеется альбом (Rudiak, Ilya Title: MOSES NAPPELBAUM: OUR AGE
Binding: Hardcover), но никак не попадается обложка, чтобы посмотреть.

А вот тут Моисей Соломонович идет сразу за Галиной Москалевой, так уж алфавит распорядился:

Nailya Alexander Gallery

.


Последний раз редактировалось Валерий Лобко 15 авг, 07 9:11, всего редактировалось 2 раз(а).

 
 14 авг, 07 8:53
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Модератор

Сообщения: 2515
Откуда: Минск-Вильнюс

Профиль

Вот тут ссылочка для Светланы, для ее курса по истории фотографии и, возможно, по терминологии, ну, и нам в университетскую библиотеку, конечно.

Institut tvůrčí fotografie, кухонная ресурная страничка (web-страницы студентов, исследовательские магистерские и бакалаврские работы, по которым видно, что связь с корнями не теряется, нет, совсем наоборот, плюс некоторые другие материалы имеются, включая хрестоматию по теории фотографии. Для внутренних учебных целей файлы.

.

Увидел по ящику, что Benetton's Communication Research Center, именуемый Fabrica, ищет и поддерживает молодые таланты по всему миру.

В том числе — Photography:

Documentary, fashion, advertising, art photography and editorial collaborations.

It is still the most direct way to express a point of view and to prove that photography is not still, catching the glimpses of life that turn into art. the eye of the photographer is behind the Benetton's campaigns and many of Fabrica's social campaigns.

См. подробнее еще вот здесь: FABRICA, в журнале Slanted:

Изображение

.

Чистый ужас:

Photo Books International

Что-то меня привело вот на эту страничку:

http://www.antiqbook.co.uk/boox/pbi/books1000.shtml

Далее я просто уже не рискнул двигаться:

Next 1000 books from Photo Books International

.

Mensk: Horad SONca

Наш ответ Чемберлену:

Minsk: the Sun City of Dreams.

The new book by Artur Klinau scrutinizes the Belarusian capital

“Padzemka” is one of few places in Belarus, where the independent art, like Klinau’s, can be exhibited. This is particularly sad, since Artur Klinau is gradually becoming quite a prominent figure abroad. Having studied architecture in Minsk, he has become known as one of the leading Belarusian conceptual artists, especially famous for his “total installations”. Then he founded an art magazine “pARTisan”, which is undoubtedly the most splendid periodical dedicated to the issues of contemporary Belarusian art. Finally, Most recently Artur Klinau turned to photography, and created a “visual poem” about Minsk.

Изображение

См. еще его о его проекте на http://artperiscope.com/:

Alice in Wonderland

Still Life Photography by

Toomas Kalve/ EST, Artur Klinau/ BY, Remigijus Treigys/ LT

The subject of this exhibition was inspired by a series of photographs entitled Alice in the land of the mad tea drinker by the Belarussian artist Artur Klinau. He himself characterized the cycle as follows:

These are short photo-stories about the doll Alice who gets into a strange land populated by strange heroes. The sequence shown here tells the story of Alice arriving at a party arranged by three samovars having appointed a drinking-bout. They drink a lot and eat very little. There Alice appears. She drinks together with the samovars until a fourth joins up with them. They all drink very heavily and a real orgy starts. The samovars prove themselves to be bisexual: They start making love to each other and draw Alice into their sex-games. In the end they all fall down completely drunk and exhausted.
It is an uncomplicated but realistic story from the land of mad tea-drinking. Further sequences of Alice’s adventures are planned.

Klinau‘s cycle of photographs ironically paraphrases the famous surrealistic original and enacts it in several sequences – similar to a movie. It helps to understand the bizarre scenery if one recalls the fragile political situation in Belarus under president Lukashenko in particular and the excessive consumption of alcohol in everyday’s life of certain parts of the population in the former USSR and her successor states in general.

Artur Klinau (*1965) ranks with the most versatile and internationally most active creatives of Belarus. He works with different media and became known mainly for his installations and objects. He is publisher and chief editor of the only Belarussian art magazine pARTisan. Klinau also does literary work: In 2006 he published a picture book in Belarus containing an essay on his hometown Minsk. This essay was published in a substantially enlarged version late in 2006 in Germany by Suhrkamp. (Minsk – Sun City of Dreams). The author will read parts of this book on March 14th in the Literaturwerkstatt Berlin and during the Leipzig Book Fair.

On this occasion the gallery shows simultaneously with the Alice-show a selection of photographs from Klinau’s Minsk project as well as his books and the art magazine pARTisan. Complementary city landscapes of Vilnius by the Lithuanian photographer Vytautas Balcytis (*1958) are shown: Vilnius, being Lithuania’s capital, is of great importance to Belarus, too – a fact Klinau also considers in his essay. The photo series is complemented by Balcytis’s picture book and by the recently published essay on Vilnius by Lithuanian poet and essayist Tomas Venclova.

...

Books:
Edition Suhrkamp, 2006:
Artur Klinau, Minsk - Sonnestadt der Träume
Tomas Venclova, Vilnius. Eine Stadt in Europa

Photobooks:
Artur Klinau, Minsk. The Sun City of Dreams, 2006
Vytautas Balcytis, Photographs, 2006

Artmagazin:
pARTisan/ BY, Editor Artur Klinau

.


Последний раз редактировалось Валерий Лобко 29 апр, 08 23:14, всего редактировалось 4 раз(а).

 
 14 авг, 07 12:43
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Модератор

Сообщения: 2515
Откуда: Минск-Вильнюс

Профиль

.

Еще вот ссылка на винтажные работы отца трех фотографий… чей все же, а?

Vintage Works — Special Exhibitions

Jan Bulhak: Father of Modern Polish Photography


sponsored by Contemporary Works / Vintage Works, Ltd.

By Alex Novak

Jan Bulhak was born October 6, 1876 in Ostaszyn near Nowogródek, which at the time was part of Russian Lithuania. Nowogródek had been a part of the Kingdom of Poland until Poland's third partition in 1795, when Nowogródek was incorporated into the Russian Empire. The area was reincorporated into Poland again from 1918-1939. It is now a part of Belarus.

Bulhak learned to photograph about 1905 after his wife Anna was given a camera for a present. He attended classes with Hugo Erfurth in Dresden and worked as his assistant from about 1910-1911.

…He opened his own studio in Wilno, Poland in 1912. With Ruszczyc's help and encouragement, Bulhak also lectured and became first the assistant to and then the manager of the Institute of Photography in the department of fine arts at Stephan Batory University at Wilno (1919-1939). In 1927 he helped found the Wilno Photo-Club, which became one of the most important photography groups in Poland during the pre-war years. It was followed by the birth of the Polish Photo-Club in 1929, also co-founded by Bulhak with Marian Dederko. This group included most of the important photographers in Poland. By 1931, the group had 26 members and Bulhak was chairman. The declaration of war in 1939 changed all of this, and put Bulhak's career on hold.

Bulhak also made friends with Constant Puyo, Roberta Sizeranne and Leonard Misonne, who helped him come to Paris in the 1920s. He is generally considered to be one of the most influential photographers in Poland in the early 20th century.

…By WWII, Bulhak had made between 40,000 to 100,000 negatives, which he presented as a collection to the Polish state in 1939, but unfortunately most of these works were destroyed during the war. His main collection "Polska w obrazach fotograficznych Jana Bulhaka" consisted of over 11,000 negatives. His own archive of prints was also destroyed during WWII when a fire destroyed his apartment and this massive archive during the battle for Poland. Consequently, Bulhak's vintage work is very rare and is not often seen outside of Poland. A few of his negatives have apparently survived. Jolanta B. Kucharska reports that she saw original Bulhak negatives (glass 13 x 18 cm) in the Arts Institute in 1994, as well as a few paper negatives in the Museum of Photography in Siauliai (Lithuania), and glass diapositives in the Academy of Fine Art in Vilnius.

Весь текст и выборочный список выставок, который заканчивается вот такой:

2002 Pictorial Photography in Russian: 1890s-1920s, Moscow

Что-то у меня с датами, географией и историей Вильнюса все по-другому…

.

Апропо: есть же под руками старая версия галереи по сборному портфолио Булгака, которая Надежда Савченко обнаружила в Национальной библиотеке.

По согласованию с NOVA, где этот проект был представлен как выставка и репринт-реанимация книжечки Булгака, можно было бы восстановить этот фрагмент. Снимки, насколько я понимаю, в других галереях не представлены…
.


Последний раз редактировалось Валерий Лобко 15 авг, 07 11:43, всего редактировалось 1 раз.

 
 14 авг, 07 13:25
Сообщение  Встреча с легендой.
 



Уважаемые дамы и господа, напоминаю тему беседы,
"Встреча с легендой"


 
 14 авг, 07 14:21
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Модератор

Аватара пользователя

Сообщения: 2590
Откуда: Минск

Профиль

by_foto писал(а):
Уважаемые дамы и господа, напоминаю тему беседы, "Встреча с легендой"


Похоже, что всё соответствует теме...
Можно даже название немного изменить, чтобы больше соответствовать содержанию ветки – “Встреча с Валерием Лобко” ;)
Не вижу в этом ничего плохого, тем более, что в массе разнообразного материала, подаваемого Валерием, попадается много интересного и поучительного. Конечно, сильно напрягает методика подачи информации, которая напоминает водопад, обрушивающийся на читателя, или ещё её можно сравнить со стрельбой охотника дробью, в надежде, что хоть какая-то дробинка угодит в цель.
В любом случае, то, что благодаря стечению обстоятельств, произошло с веткой “Встреча с легендой”, нельзя расценивать, как нечто отрицательное… Раз уж так сложилось, пусть так и идёт дальше, лучше тему переименовать ;)


 
 14 авг, 07 21:39
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Местный житель

Аватара пользователя

Сообщения: 709
Откуда: Minsk

Профиль

Валерий Лобко писал(а):
.


Весь текст и выборочный список выставок, который заканчивается вот такой:

2002 Pictorial Photography in Russian: 1890s-1920s, Moscow

Что-то у меня с датами, географией и историей Вильнюса все по-другому…

.

Апропо: есть же под руками старая версия галереи по сборному портфолио Булгака, которая Надежда Савченко обнаружила в Национальной библиотеке.

По согласованию с NOVA, где этот проект был представлен как выставка и репринт-реанимация книжечки Булгака, можно было бы восстановить этот фрагмент. Снимки, насколько я понимаю, в других галереях не представлены…
.


да, была такая выставка в рамках Московского фотобиеннале, где Булгака преподносили как РОССИЙСКОГО фотографа... в Доме Фото на Остоженке висела... правда, было это в 2003, как мне кажется... надо фотоархивы свои поднять..

а отыскала фотографии среди книг по искусству на полках Нацбиблиотеки не Надя Савченко, а Тамара Зайцева, зав. отделом лит-ры по искусству. И имеено с ее письма в журнал МАСТАЦТВА возвращение Булгака в Беларусь и началось.. вот такая история...

да, было бы неплохо реанимировать галерею работ Булгака из того портфолио. у вас, Валерий Дмитриевич, надеюсь, сканы сохранились?
другого шанса подобраться к оригиналам просто уже не будет...

_________________
...художественное творчество средствами фотографии является своего рода коллективным мифотворчеством, способом создания иллюзии счастья отдельного человека и ментальной терапией для всего человечества... (кто-то из умных)


 
 15 авг, 07 16:46
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Модератор

Сообщения: 2515
Откуда: Минск-Вильнюс

Профиль

.

ОК, спасибо за поправку, что-то я в самом деле на Надю все, что ни вспомню, перекладываю. С одной стороны, человек хороший — не жалко. С другой — в самом деле, нехорошо. Но на то и коллективный разум, чтобы таких проколов меньше было.

Я сейчас гляну, возможно, просто пассивную версию as is сооружу здесь на Znyata.

Попутно, утро 16-го:

Изображение

.


 
 15 авг, 07 17:14
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Модератор

Сообщения: 2515
Откуда: Минск-Вильнюс

Профиль

.

Дополненения в рабочие разделы на странице 22:

Судек — за историческую правду;

photeur.net — Alexandra Catiere:

Татьяна Тихомирова;

Наша гордость — Шапиро, мастер Photoshop.

На странице 20 — почему LOOK3 — не «ФотоФорум». Там же: почем амбротипы для американского народа.

Поскольку, в самом деле, нет более продуманного концептуально и проработанного в деталях примера для нас, чем фотофестиваль в американской глубинке, где обыватель близок нам, как никто другой, а ситуация с деньгами еще похлеще — два Бентли на одной остановке рядом не увидишь.

.


 
 16 авг, 07 12:44
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Модератор

Сообщения: 2515
Откуда: Минск-Вильнюс

Профиль

.

Вот такое еще предложение, не знаю, как оформить. Музей в качестве «коллективной легенды» для встречи. И еще другие имена.

Судя по календарю, который я видел у Вл. Терентьева в Академии искусств, на кафедре графического дизайна, где в рамках специализации «Фотография и дизайн» будет первый выпуск студентов (в числе которых и незабвенная Юля Лейдик и другие таланты) в следующем году, в музее имеются уникальные экспонаты. Календарь — дело рук Валентина Латушко («Фолио»), который у нас тоже проходит как выпускник старых студий и публиковался в том самом шведском «Футо».

Вот некоторые материалы (публикация и затем еще ремарка по поводу амбротипии из академической рассылки 2004-го). Своеобразие оригинала (в том числе написание фамилий и смещение времен и пронстранств) сохранены. Если кто знает автора, подскажите.

*

30 сентября — особая дата в мире фото Беларуси. Если кто еще не знает, то напомню: по адресу ул. Притыцкого, 10 открылся уникальный в СНГ музей фото и фототехники.

...Можем точно сказать — на территории СНГ вы увидите такую коллекцию только здесь, в Минске.

Сергей Кочергин и Виктор Суглоб уже 20 лет занимаются собиранием. Их общая корпоративная коллекция составляет 1500 экземпляров, в музее они смогли показать всего лишь 270, остальные находятся в запасниках. Основная масса аппаратов здесь рабочая. Мало того, что они дожили до сегодняшнего дня. Вот аппарат 1845 года, — мы сейчас поставим пластиночку на него, и можно будет снимать. Т.е. здесь находится обзорная коллекция, от первого фотоаппарата, кот. был доступен, и до современного и география обширнейшая: Германия, Франция, Америка, СССР....

И такие известные брэнды как Никон, Акфа, КМЗ, и тому подобное. Особого внимания заслуживает экспозиция белорусского оптического механического отделения Белома. Некоторые камеры существует в уникальном количестве, буквально 5-6 штук.

"Сегодня у нас тут находится автор, доживший до наших дней, живой и здоровый, — Зыль Адам Андреевич, — говорит Сергей Кочергин. Он — автор уникального аппарата, Аполикон 645, опередившего в 80-е годы Европу. И семейство фотоаппаратов «Вилия» вы наверное все знали — тоже его авторский коллектив создавал, и семейство «Силуэт». Хвала и слава Богу, что наша земля еще не оскудела на таланты. Тот же Юрковский, тот же Зыль, создавший такую уникальную вещь. Мы надеемся, что в стенах этого помещения будут деловые встречи, семинары, социальные программы по обучению детей общению с прекрасным, будем учить их фотографировать, учить смотреть фотографии, будем искать и воспитывать таланты".

Надо сказать, публика на открытии музея собралась уникальнейшая: фотомастера, заслуженные и известные, начинающие. То здесь то там слышны отрывки увлекательных рассказов, разговоры пропитаны особым духом, заметно, что все общаются «на одной волне». Оно и понятно — собрались единомышленники, люди, объединенные одной страстью — фото.

Так, мной случайно был захвачен увлекательный рассказ Е. Козюли об одном из экспонатов (четверть века он проработал в БелТА фотокорреспондентом и передал этот экспонат в дар музею из своей частной коллекции): «В 1851 году была изобретена стеклянная фотопластинка и все изображения были, естественно, негативными, но было желание получить позитив. И возникла идея этот негатив с обратной стороны прокрашивать черной краской или подкладывать черный материал: вельвет, бархат и т.д., что позволяло создать эффект позитива.

Так возник Амбротип (от греч. «нерушимый, вечный»). Исследователь фотографии Питер Поллак утверждает, что амбротипы делали только три фотографа в мире: Френсис Фритт, англичанини и Братья Бриссон из Франции. Только три человека делали эти вещи. Как она попала в Белоруссию, какими судьбами, — я не знаю. Видимо, как говорится, к тому, кто собирает что-то, вещи сами «прилипают».

Ко мне обратились мужчины: «может, вам это надо». Не для прессы будет сказано, амбротип стоил мне 2 бутылки водки. Как он попал к ним, я уже не могу судить, но вещь эта уникальнейшая. Не думаю, что подобное есть в СНГ или странах Балтии»

Кстати, знаете ли вы, что каждый четвертый аппарат в СССР был сделан в Белоруссии. Т.е. в Белоруссии была фотоиндустрия еще в советские времена.

А вообще, история белорусского фото берет начало со времен создания первого в мире фотоаппарата. Всего через 23 года после открытия фотографии в Париже в Белоруссии было свое фотоателье на улице Францискийской, теперь Ленина. Вы можете видеть здесь экспозицию наших художников. Первая фотография датирована 1862 годом и до сегодняшних времен. В те времена уже упоминается и Сигизмунд Юрковский и Нопельбаум и Ян Булгак — это все история нашей фотографии, славная история, с мировыми датами.

Наиболее известным автором того периода является Ян Булгак (1876-1950), работавший в Вильно и Минске. Ян Булгак одним из первых фотографов в мире вынес камеру из ателье и стал снимать пейзажи, горы, крестьян, ему же принадлежит и приведение фотографии к художественной, он первым стал писать статьи и своими работами доказывал, что фотогарфия — это такое же искусство, такое же изобразительное искусство как рисование и живопись.

Имя Моисея Нопельбаума известно всему миру как фотографа-портретиста. Именно благодаря его работе до нас дошли образы таких людей, как Анна Ахматова, Александр Блок, Михаил Зощенко, Гиляровский и многих-многих других людей, которые были фактически под запретом властей. Большой участок выставки довоенный и относится прежде всего к бытовой фотографии, собранной из частных коллекций.

Война отмечена работами Н. Петровича, В.И. Аркашова и Вл. Лупейко. Формат этой выставки таков, что каждый автор представлен одной работой. Здесь есть уже те авторы которых нет сейчас, это Анатолий Дункин, Павел Тишковский, Зиновий Шегельман. и т.д. Хранить это очень и очень важно.
.


Последний раз редактировалось Валерий Лобко 16 авг, 07 18:27, всего редактировалось 1 раз.

 
 16 авг, 07 18:15
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Модератор

Сообщения: 2515
Откуда: Минск-Вильнюс

Профиль

Обещанный пассаж из рассылки «Черное и белое» 2004-го, особенно актуальный теперь в связи с информацией об амбротипах Салли Манн.

*

…не могу все же удержаться от пинка по поводу вчерашнего безымянного текста. Речь идет о картинке, где в витрине лежит амбротип и далее следует рассказ-комментарий. Где текст, автора, где Евгений Козюля, где Сергей Кочергин -- я только смутно догадываюсь, но вопрос не в этом. Сильное сомнение вызывает ссылка на Поллака и выводы из той информации:

"Так, мной случайно был захвачен увлекательный рассказ Е. Козюли об одном из экспонатов (четверть века он проработал в БелТА фотокорреспондентом и передал этот экспонат в дар музею из своей частной коллекции): «В 1851 году была изобретена стеклянная фотопластинка и все изображения были, естественно, негативными, но было желание получить позитив. И возникла идея этот негатив с обратной стороны прокрашивать черной краской или подкладывать черный материал: вельвет, бархат и т.д., что позволяло создать эффект позитива.

Так возник Амбротип (от греч. «нерушимый, вечный»). Исследователь фотографии Питер Поллак утверждает, что амбротипы делали только три фотографа в мире: Френсис Фритт, англичанин и Братья Бриссон из Франции. Только три человека делали эти вещи. Как она попала в Белоруссию, какими судьбами, я не знаю. Видимо, как говорится, к тому, кто собирает что-то, вещи сами «прилипают». Ко мне обратились мужчины: «может, вам это надо». Не для прессы будет сказано, амбротип стоил мне 2 бутылки водки. Как он попал к ним, я уже не могу судить, но вещь эта уникальнейшая. Не думаю, что подобное есть в СНГ или странах Балтии".

Сомнение вызвано вот какими вещами. Во-первых, уникальность по отношению к старым процессам вообще означает только несколько вещей.

Либо процесс находится в руках первооткрывателя и общественности неизвестен, как, например, гелиографии Ньепса и его первые закрепленные результаты съемки на асфальтовый лак), такие же результаты Дагера до обнародования процесса и т.п., либо тем, что процесс вообще был трудоемким и случайным, результатов известно (сохранилось) немного, либо большая часть сгинула таки во времени и пространстве.

Как помните, позитивное изображение на дагерротипе (вообще, -- негатив на серебряной зеркальной поверхности) возникало в результате его рассматривания под определенным углом. Дагерротипов не так много в собраниях и музеях, но никто не назовет их уникальнейшими -- вон, в Витебске имеются, хотя в музейных собраниях Минска -- как будто нет.

А пропало их -- безумно много, т.е. было создано вообще очень много, -- просто потому, что уже после доклада Араго народ ломанулся в аптеки и оптические магазины: на волне интереса к фотографии мало что могло стать препятствием и ограничить использование процесса до в самом деле уникальности результата.

В этом отношении амбротипы -- довольно простое следствие распространения мокроколлодионного процесса и "утилизации" недопроявленных негативов. Такую находку наши уважаемые слушатели студии совершают абсолютно самостоятельно и неоднократно, а вообще даже процесс "усиления" негатива через пересъемку видимого позитивного изображения (на черном фоне) описан в старых книжках как известный и рутинный.

Распространение копировальных процессов (тиражируемой фотографии) обусловило относительно короткую жизнь этих ранних находок; очень долго держался процесс, аналогичный амбротипии -- ферротипия (тинтипия). Долго потому, что и в нем не было никакой сложности, но, в отличие от стеклянного амбротипа, который нужно было обрамлять и защищать, позитив на зачерненной металлической пластине с тем же мокрым коллодием нуждался максимум в бумажном пакетике -- его можно было посылать по почте, скажем, без проблем.

И была у него еще масса достоинств, и удержался он безумно долго, особенно долго, как говорят, у уличных фотографов, пока его оттуда не выдавил "Поляроид". Я встречал даже дату 1950, но это, возможно, опечатка из 1905, хотя кто же его знает. Вон, в Минске на празднике города отчетливо был виден человек с "Поляроидом", тоже уличный фотограф, как ни крути. И что, это фотоаппарат теперь разве? Но если вы посмотрите число отснятых поляроидных картинок и число подлинных шедевров, особенно крупноформатных, то да, в самом деле в списке будет совсем немного авторов в остатке, а результаты впору уже сейчас называть уникальнейшими.

То, что впервые, скажем, в Минске в музейном собрании ферротип оказался совсем недавно (информация от Надежды Савченко), и что пути его неведомы, никак не ведет к выводу об уникальности картинки -- при наличии или без письменных свидетельств о том, что и этот процесс дал таки значимые художественные результаты.

Другими словами -- в мире таки амбротипов за время активного использования должны были наваять горы. Признаваемый период -- 1852-1865 (по другим данным -- возникновение на пару лет позже, пик использования процесса – пятилетка, до 1860, а уходит он постепенно в следующую пятилетку, т.е. 1854-1866). Скорее всего, развитие съемки на железные пластинки и очень широкое распространение этого и альтернативных "сухих" процессов выступили в качестве прямой причины ухода амбротипа (ферротипия -- 1856-1900, с вариациями).

Об уникальности в смысле съемки говорить просто невозможно, максимум -- все о том же качестве достигнутого результата и последовательности использования способа тем или иным заметным автором. Да, он не был таким "пролетарским", как ферротип, но и уникальность в духе приведенного репортажа ему не была присуща никак.

Что важно отметить для выставляемого в коллекции амбротипа. Что он в самом старый, что он, как и другие, скорее всего очень хорошо оформлен, что это в самом деле очень ценная позиция коллекции, несмотря на две бутылки водки в биографии, поскольку относится к очень важному раннему этапу развития фотографии:

The Ambrotype photograph lifespan was very short, but produced a vast collection of beautiful images. While the Daguerrotype ushered in some artistic treatment of photographs, the skill of photographers flourished with Ambrotypes.

Many Ambrotypes dispell the belief that all old pictures were of sour looking people. Many attractive people with expressions of personality were caught by gifted photographers.

.


 
 16 авг, 07 18:27
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Модератор

Сообщения: 2515
Откуда: Минск-Вильнюс

Профиль

.
Валерий Лобко писал(а):
Музей в качестве «коллективной легенды» для встречи. И еще другие имена.


Не удержусь, чтобы не привести полностью вот такой текст из рассылки (ноябрь 2005-го), связанный с важным событием в музее фотографии:

Алексей Ильин выступил днями в качестве хроникера, так что РАССКАЗЫВАЛ потом (такой вот жанр, видите, изустная фотография), как оно было, и как он подержался за снимки Сартра (две работы подарены музею). Т.е. в гостях в Фотомузее был Антанас Суткус, живущий хоть и неподалеку, но уже в Европе, и европейского же уровня фотограф. Стоимость этих работ — $1500 за каждую... Я эти работы смотрел внимательно в Сундсвале, где самое крупное европейское собрание (не частное) фототехники, тоже эти снимки в руках держал, но Алексею вполне завидую...

Алексей:

«...В фотомузее всё получилось почти анекдотически. Забежал туда на минутку, по делу, совершенно не подозревая, кого там встречу. К своему удивлению, Суткуса тут же узнал, даром что тут же присутствовали "генералы": Ю.Васильев, Е.Казюля, Ю.Элизарович, и.о. председателя ВОО И.Петрович, а также директор фотомузея Суглоб. Он-то и сунул мне тут же в руки свою камеру — здоровенный Canon (плёночный! :) и попросил поснимать немного со стороны всю компанию, что я и сделал. Своей камеры у меня с собой не оказалось, так что приходится заниматься теперь "изустной фотографией" :) Персонаж "в возрасте"... Большой, величественный, в серебряной короткой бородке, очень подходящей к его тяжёлому медленному взгляду... В чёрном пальто.

Говорит медленно, веско, по-русски совершенно правильно.

"Мы вам не литовцы... Да и вы нам не белорусы. Мы дети одной истории..." — фраза, которая запомнилась.

Человек-легенда. Сделавший в буквальном смысле эпоху в нашей фотографии.

http://www.photography.lt/index.php3?me ... &offset=40 http://www.mdf.ru/english/search/authors/sutkus/ ...Последний кадр — немного снизу вверх, сзади в расфокусе — старая камера в углу музея, картинки на стенах... Не знаю, удастся ли выпросить у Суглоба карточку, но кадр запомню :) ...Кстати, освещение в музее никакое. Свет по стенкам, и это правильно... музей всё-таки. Но народ-то как раз сидел в центре, за столом... к сожалению, достаточно широким, к тому же. Бегал вокруг, шипя от досады...

Вот такая вот "изустная", уж извините, фотография.

Всем удачи! И помните — тщательно подготовленная и заряженная камера должна быть всегда с собой! В левом нагрудном кармане, согреваемая теплом сердца. Для симметрии и надёжности справа в кармане — такая же камера. Большие, плёночные. Особенно пойдёт худеньким девушкам ;) Представили? Смеётесь, да? А зря! Суткус, пряча в карман пальто подаренный ему директором музея Суглобом редкий антикварный аппаратик, так, между прочим, и сказал: "У меня тут есть специальные карманы для камеры... слева... И справа." Завет Мастера! :) »

.


 
 16 авг, 07 20:37
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Модератор

Сообщения: 2515
Откуда: Минск-Вильнюс

Профиль

.

Специальный материал для Сергея. И не только.

Подозреваю, что это первый наш (в какой-то степени) европейский диплом по фотографии… Поправьте, если не так.

Питаю очень теплые чувства к девушке, уважая ее талант, целеустремленность и, не забуду упомянуть, чудные иллюстрации, которые она создает в программе Xara.

Защита диплома Юли:

http://www.designcase.net/diplom

Не знаю, насколько любопытным может быть для издания собственно материал диплома (там все же очень целевая задача была).

Я имею в виду в первую очередь работы, сделанные в Эссене (Hasselblad'ом), т.е. ранние вещи. Плюс, вещи, которые были на выставке, о ней уже тоже был разговор.

Тоже предположительно.
.


Последний раз редактировалось Валерий Лобко 17 авг, 07 7:54, всего редактировалось 3 раз(а).

 
 16 авг, 07 20:49
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Модератор

Сообщения: 2515
Откуда: Минск-Вильнюс

Профиль

.

В достаточном начале встречался список кандидатов на встречи…

Добыта в связи с этим картинка, запечатлевшая уже такое далекое славное прошлое.

Сдувал пыль — даже ностальгическая слеза навернулась.

Берлин, самый центр (Фридрихштрассе), галерея ifa:

Изображение

.


Последний раз редактировалось Валерий Лобко 17 авг, 07 20:59, всего редактировалось 1 раз.

 
 16 авг, 07 23:51
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Местный житель

Аватара пользователя

Сообщения: 1873
Откуда: Минск
Камера: Nikon D850

Профиль

О! Какие модные кросы у Владимира! Композиционный центр!

_________________
"Ателье портрета", студийная фотография.


 
 17 авг, 07 1:10
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Модератор

Сообщения: 2515
Откуда: Минск-Вильнюс

Профиль

.
Slava_Potalakh писал(а):
Композиционный центр!

Центр, центр.

Снималось на камеру Владимира Шахлевича (или Гали).

Выставка была с каталогом, до этого точно ничего такого не было в Берлине из Минска, скорее всего, и потом уже тоже нет.

Меня лично потряс просто высочайший профессонализм такой обычной на вид Ev (и еще одной дамы, которая теперь тоже еще работает в ifa) — они смогли передать дух выставки «Начало», которая была в доме Кино (в Красном костеле).

(Нашел снимок совсем ранний с Игорем Савченко, кстати говоря, надо отсканировать. Еще до известных работ там была серия «Аллюзии войны» — так на нее одна молоденькая шведская журналистка запала тогда…)

*

Тот Берлин я вспоминаю очень тепло и, одновременно, с большой печалью. Выставка в Галерее ifa поставила завершающую точку — групповых выставок, по сути, уже не было больше, а в скором времени и групповые, и персональные инициативы фактически закончились в том виде, в каком их можно было соотносить со Школой.

Уже попытка повторить (несколько изменяя) экспозицию из Берлина здесь, на «Шестой линии», показала, что история в самом деле, если и повторяется, то в виде фарса.

А уж конъюнктурные экзерсисы в Музее истории с Чернобыльской темой вызывают до сих пор непередаваемое чувство стыда и неудобства…

Хотя не могу не отметить две вещи — работы Сергея Кожемякина в той выставке открыли мне его как растущего и очень любопытного в новом этом измерении автора; уже упомянутый л.у. не принимал участия в этом ужасе, за что я ему искренне и невыразимо благодарен — сохранил лицо.

.

Еще вот такая выписка из «Фотоманифесто», где, как помните, все предисловие Кестера было построено на снимках из Минска (в особенности на одной серии Савченко), а сам раздел работ минских авторов был больше, чем вместе взятых фотографий московских и питерских авторов.

Изображение

Будете в Музее современного искусства в Стокгольме — не пропустите библиотеку фотографической литератруры и журналов (которых много). Там есть возможность посмотреть и Fotomanifesto — стоит на книжных стеллажах в нижнем ряду чуть левее центра — крупное и заметное издание. Не потеряла актуальности, выходит, книга.

На картинке вот здесь этот стеллаж — у торцевой стенки; журналы — на «втором этаже», куда ведет лестница. Журналов много — вообще музей постоянно выписывает примерно 200 (а всего в год накапливается 900 примерно позиций фотографической периодики). Там имеется и Eyemazing — крайне рекомендую. Amazon, правда, указывает, что журнал — из Дании.


Изображение Изображение

Обложка — второго номера (2004-ый) журнала. См. другие на http://www.luminous-lint.com/.

*

Музей статусный — Дмитрий Плакс увидел там когда-то работу Игоря Корзуна, так чуть не свалился от изумления.

Сейчас музей очень расширился и сильно впечатляет. Правда, другие экспозиционные площадки фотографии в городе, сильно выигравшие за длительное время реконструкции музея, теперь испытывают очень сильную конкуренцию.

Домик, в котором жил самостоятельно музей фотографии — на месте, но сам музей теперь составляющая часть Moderna museet. Очень хорошие собственные издания там.

В давние времена я смотрел постоянную фотографическую экспозицию в старом варианте музея. Был у них «Черчиль» Юсуфа Корша — с правой стороны у входа; имелась и небольшого размера (контакт) работа Судека (из незнакомых совсем). Родченко имеется.

Моя работа там — пожалуй, самая крепкая и дорогая мне из серии «Люди в транспорте» — сохранилась, надеюсь…

.

Что касается Игоря Корзуна, то он не всегда выступал от имени белорусских пивоваров, как теперь сообщают медиа.

«Проект совмещает в себе музыку барабанов и бас-гитары, видеоряд из фотографий цифр на домах и люк ов , а также начитку. Причем за видео и текст отвечал Игорь Корзун, давний друг Drum Ecstasy и один из основателей известного отечественного андерграундного арт-объединения “ Белорусский климат ”.
Премьера программы состоится в Берлине, любимом городе музыкантов…»

Не забудьте и о «Фото хокку»: здесь и здесь.

А также и здесь:

Марина КУНОВСКАЯ : Акварельные мужские танцы:

Граждане, интересующиеся современной поэзией, узнают поэта Дмитрия Строцева, его перманентно возобновляющиеся литературные чтения «Новые мехи» и специально модулированный голос во время сольных выступлений. Те, кому ближе визуальные жанры, назовут имя модного графика Игоря Корзуна. Рекламисты — Евгения Юнова, креативного директора в крупном рекламном агентстве, шоумены ценят мастерство художника по свету Александра Кравцова.

Иные уж далече: Алексей Новицкий варит сталь в Канаде, Мирослав Ниссенбаум делает мультимедийную графику в США, МаратДжумагулов работает переводчиком в Казахстане, Дмитрий Плакс занимается литературой в Швеции, Дмитрий «Батон» Литвяков, говорят, полностью ушел из социума в виртуальный мир. Единственная женщина в команде — Ирина Сухий, в ту пору фотограф, теперь лидер экологической организации «Экодом». Из братства «Белорусского климата» она вынесла убеждение: заниматься в жизни нужно тем, что тебе интересно, только тогда все получится.

— Все начиналось в 1987 году, когда мы приходили тусоваться в подвал фотоклуба «Минск», — вспоминает Филипп Чмырь. — Каждый из нас уже пытался экспериментировать в каком-нибудь из жанров, и мы решили объединить усилия. Сначала была фотовыставка в кинотеатре «Пионер», затем, в 1988 году, скандальный фотопроект в Доме кино и первый концерт на сцене Дома профсоюзов.

Делали перформансы и хэппенинги, устраивали совместные фотосессии. Если ты не участвовал в выставке как фотограф, то был фотомоделью для товарищей. Очень скоро оказалось, что наши занятия интересны не только в Минске, и мы стали выезжать «на гастроли» — в Грузию, Данию, Германию, Голландию.

Проводили фестивали изустного кино, устраивали выставки в парке Горького и концерты под мостом. Теперь собраться сложнее, но проект живет. Ближайший план — фотохэппенинг «Ночные мужские танцы».

.


 
 17 авг, 07 9:03
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Модератор

Сообщения: 2515
Откуда: Минск-Вильнюс

Профиль

.
Вот,

кстати говоря, возможность познакомиться с новой, как уже многие говорят, легендой белорусской фотографии:

«Запрашаю на "Living with Art" у панядзелак

Living with Art

Фатограф: Андрэй Лянкевiч : http://www.liankevich.com

Куратар выставы: Аня Шпакава : http://www.ogoniok.com/inside/people/

Iдэя: Рэгiна Анзэнбэргэр : http://www.anzenberger.com

Выставу можна паглядзець у галерэi «Падземка», што на праспекце Скарыны, 41, ад 19 жiнўня да 1 верасня 2007 г.

Адкрыццё адбудзецца 20 жнiўня а 18.00».

.


 
 17 авг, 07 19:02
Сообщение  Встреча с легендой.
 
[Не в сети] Местный житель

Аватара пользователя

Сообщения: 1988

Профиль

Здравствуйте все! Просмотрев последние страницы нашей “дискуссии”, хочу поделиться некоторыми выводами.

1.Ко встрече с Лапиным готовы.

2. Отсутствие белорусских легенд вдруг прояснилось появлением звезд на лестнице (см. фото).

3. Nova отозвалась и это радует.

4. По проекту С. Кожемякина давалось конкретное предложение. Только от Валерия Лобко поступил уже знакомый комментарий “хорошо да не то”, а от автора проекта вообще ничего.

5. Дважды предлагалась библиотека online. Глухо-снова слышим только себя.

6. Научился, как деликатно хоронить идеи. Идею не нужно ни ругать, ни обсуждать. Ее нужно усовершенствовать с помощью очень хороших советов. И советов должно быть очень много, не важно, что они бесполезны и не выполнимы. Важно, что гора советов есть, а идеи- нет.

Кроме библиотеки есть и другие конкретные предложения, но никакого желания выкладывать их здесь уже нет. Придется обращаться к менее компетентным людям, но у которых не моноложное мышление.

Зато все страницы забиты полезнейшей информацией, которую, чтобы только осознать и систематизировать нужны месяцы, причем информация подается весьма своеобразно. То Нопельбаум, то какая-то Аленка (шоколадка что-ли)? То Святополк-Мирский, то мастер Шапиро. Я был долгое время в замешательстве. А кому собственно адресованы все эти записки, цитаты, биографии и прочее. Упоминается некая копилка и некто Сергей. Выяснилось, что Сергеев несколько, короче башка на последней резьбе.

То есть все тексты кому-то адресованы и этот кто-то где-то сидит и всё копит. Я возможно ошибаюсь, но писать академический труд “Полнейшая история белорусской фотографии” некто из аудитории znyata не собирался, не собирается, не собирается собираться. Кому же все это адресовано?

И тут меня пробило. А никому. Вернее – читай кто хочешь, смотри, внедряйся, если не лень. Но на самом деле мы присутствуем при уникальной публикации рабочего, чернового материала, исследовательской руды уважаемого Валерия Дмитриевича. А публикует он памятки затем, чтоб самому не забыть и другим дать насладиться. Ведь Валерий Дмитриевич знает, что информация тогда чего-то стоит, когда она в системе – буковка к буковке, циферка к циферке, имечко к имечку. Это и есть академический труд, и автором этого труда должен быть именно уважаемый В. Д. Лобко.

С такими знаниями и таким видением материала никто лучше не справится. Так что господа, панове и спадарства, давайте выйдем из замешательства и пожелаем Валерию Дмитриевичу творческих успехов, с надеждой увидеть монографию хотя бы в интернете.

За ссылки лично для меня спасибо, но лужица пользы растворяется в море потерянного времени – поэтому о библиотеке и говорю.


А теперь доля шутки. Валерий Дмитриевич, вы мне очень напоминаете чудоковатых профессоров из советских фильмов 50-х годов. Глаза блестят, бороденка всклокочена, чай карандашом помешивает, без устали сыплет цитатами из античных авторов, кому-то все время подмигивает и победно поглядывает на график роста проведенных экспериментов.

А вокруг студентки в халатиках бегают туда-сюда с какими-то колбами, на ходу что-то записывают и в глазах такое счастье сияет. Счастье прикосновения к великому процессу. Наверное, это и здорово и правильно. Но процесс самодостаточен, когда у тебя все впереди или все позади. Меня лично еще интересует результат. Вот допишу и снова в “попсовую программку”. Желаю вам успехов, а всем здоровья!

И на память картинку 12 августа 2007 год деревня Мосар Глубокского р-на.
Все только начинается.





Deselect5.jpg [ 59.89 Кб | Просмотров: 650 ]
 
 17 авг, 07 20:34
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  Встреча с легендой. На страницу Пред.  1 ... 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 ... 90  След.

 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения


  



Форум Фотографов в Беларуси
© 2004 - 2021  
znyata.com
Scripts based on phpBB © phpBB Group

  


Фотограф