Форум фотографов. https://forum.znyata.com/ |
|
ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродноhttps://forum.znyata.com/viewtopic.php?f=12&t=19316 |
Страница 22 из 44 |
Mark Harl [ 26 мар, 11 4:19 ] | ||||||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | ||||||||
Дзень Волi! “Гродно – вторая столица БНР” В конце 1918 года, перед тем как в Минск возвратились большевики, правительство БНР выехало через Вильню в Гродно. Наш город считался столицей БНР до сентября 1919 г., пока правительство БНР не вернулось на несколько месяцев в Минск, оккупированный польскими войсками.
|
MATUSHKA [ 26 мар, 11 12:49 ] | |
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |
ПРО АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ Очень ценные архивные фотографии опубликовал Марк. Хочу дополнить эти снимки краткой исторической справкой об архиерейском доме. В 1853 году в ночь с 1 на 2 апреля (ст. ст.) вся южная и часть западной стен здания древней Коложской церкви вместе с потолком обрушились во время половодья в Неман. Церковный иконостас и вся утварь были вынесены и размещены в монастырских зданиях. Митрополит Иосиф (Семашко) предложил перенести мужской Борисо-Глебский монастырь на новое место. Он писал весной 1853 года: «Предлагаю консистории возложить на епархиального архитектора обязанности, чтобы вошел в надлежащее соображение, каким образом применить купленный для епископа дом к помещению при нем второклассного монастыря с каменной церковью на дворе и с помещением, если можно, тут же духовного училища». Владыка Иосиф подразумевал купленный для нужд епископа дом графа Валицкого. Работы по приспособлению дома графа Валицкого под помещения монастыря продолжались все лето 1853 года. К сентябрю в доме открылась теплая церковь во имя Иоанна Крестителя, третий этаж был приспособлен под помещение духовного училища, но не были готовы помещения для монахов, которые по-прежнему жили на Коложе рядом с разрушенным храмом. На фотографиях 1919 года в здании архиерейского дома разместилась комендатура. Об этом упоминается в моей книге «Православный Гродно»: «…Когда в сентябре 1918 года в Гродно из эвакуации вернулся епископ Владимир (Тихоницкий), архиерейский дом оказался разграблен и был занят представителями новой власти. Епископ вынужден был жить в сторожке, он терпел голод и переживал вместе со всеми нестроения при переменах военно-гражданских властей: сначала белорусско-литовских, затем польских, большевистских, затем – опять польских. Наконец, Версальский мирный договор восстановил Польшу как независимую Республику с маршалом Пилсудским во главе». Скоро, как не поддержавший неканоническую автокефалию польской Православной Церкви, епископ Владимир будет арестован властями и заключен в тюрьму. Когда в 1992 году была возобновлена самостоятельная Гродненская епархия, возвращение государством архиерейского дома с флигелем по ул. Горького было для назначенного в Гродно архиепископа Валентина сложной проблемой. Первым власти вернули нуждающийся в капитальном ремонте флигель, в котором был опорный пункт милиции. Затем епархии вернули несколько комнат на третьем этаже (в здании архиерейского дома в советское время был расположен мединститут). Затем по частям был возвращен и весь дом. Каким сегодня выглядит бывший дом графа Валицкого, который на законных основаниях с середины 19 века принадлежит Гродненской епархии, Марк нам показал на своих современных фотографиях. |
MATUSHKA [ 26 мар, 11 21:34 ] | |||||||||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |||||||||||
НАИВНЫЕ КАРТИНКИ Недавно проходила мимо ресторана "Белосток", здание которого реставрируется, и заметила, что четыре года назад это место (фото 1) выглядело гораздо живописнее (фото 2), и файл этого снимка у меня сохранился на диске. Когда четыре года назад купила цифровичок-мыльницу, первым делом стала наслаждаться результатом своих фотографических прогулок по городу, а так как в освоении ФШ была самоучкой, с легким сердцем нарушала все каноны обработки цифровых фотографий. Сейчас нашла диск, просмотрела свои первые опыты - примитив, наивное искусство, но... За четыре года дома, которые снимала в городе, изменили свой облик, после ремонта они выглядят по-другому, потеряв свою самобытную прелесть. Делюсь в вами своими впечатлениями о нашем городе наивными картинками четырехлетней давности.
|
MATUSHKA [ 26 мар, 11 23:25 ] | |
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |
Для традиционного портрета местного жителя нашла на том же самом диске несколько снимков четырехлетней давности - портреты девочек из нашего двора. Они тоже заметно изменились, стали почти взрослыми барышнями. |
Ведренко Валерий [ 27 мар, 11 0:25 ] | |
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |
Mark Harl [ 27 мар, 11 18:06 ] | ||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | ||||
Дворец Валицких Легенды нашего города …И снова, в который раз, хочется вернуться к преданиям и легендам, связанным с дворцом вице-администратора. Например, что внутри его на стенах под слоями штукатурки сохранились уникальные фрески-иконы. «…Погруженный в полумрак, – писал спустя годы Здислав Ципель, – в тени высоких, густых деревьев и заслонявших окна кустов, на нас всех он производил невообразимое впечатление. На стенах внутри дворца были нарисованы фигуры святых. Это были изображения, выполненные в византийском стиле. Они представляли аскетические фигуры с пронзительно смотрящими огромными грустными глазами…» Этот всепроникающий, разящий взгляд святых до сих пор устремлен на нас сквозь века… Духовное и земное В 1845 году Гродно становится местом пребывания второго викария Литовской епархии. Тогда же духовные власти всерьез озаботились приобретением отдельного дома для епископа, в котором первоначально планировалось разместить и Борисоглебский монастырь. Дворец графа Валицкого подходил для этих целей лучше всего, но его хозяин, почувствовав немалый куш, стал торговаться и поднял цену до 20 тысяч рублей – огромной по тем временам суммы. Только когда церковники всерьез задумались о покупке взамен дворца Валицкого дворца князя Четвертинского – более известного теперь как бывшая Медицинская академия, граф уступил свою недвижимость за 17 тысяч рублей. Еще 3 тысячи ушло на то, чтобы привести особняк в порядок (для сравнения: на спасение Коложи примерно тогда же предполагалось выделить 12 тысяч рублей). Как дворец превратился в дом Именно с этого времени трехэтажное здание, замыкающее собой архитектурный ансамбль Городницы, и стало именоваться «архиерейским домом». Рядом, в северном флигеле, размещалась «возовня» (каретная) и, очевидно, жилье для слуг, в южном – кухня и службы. Кроме того, в одном из флигелей находилась часть архива губернского правления. А из кирпичей восемнадцатого века разобранного северного флигеля, бывшего одной из самых старых сохранявшихся до наших дней конюшен, где прошла деятельность Русского благотворительного общества и на месте которого встала домовая церковь на несколько сот мест, «возвели»… площадку перед банкоматом по улице Ожешко. Но с другой стороны, если вспомнить, что из такого кирпича – «пальчатки» – была сложена и вся Городница, то в этом можно усмотреть определенную связь времен. Главное, как говорится, выбрать правильный угол зрения… Игорь ТРУСОВ, Андрей Чернякевич
|
Mark Harl [ 27 мар, 11 19:20 ] | |
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |
Фантастический граф Юный Михал Мицкевич (вошедший в историю как граф Валицкий «один из замечательных авантюристов, почти современник знаменитого Калиостро») родился в 1746 году в бедной шляхетской семье, и выпал на его долю век плаща и кинжала, авантюристов и фавориток. По достижении 18–летнего возраста опекун вручил Михалу «бричку, четыре лошади, саблю, ружье, пару пистолетов; дал кучера и мальчика для прислуги; снабдил постелью, бельем и несколькими парами платья», а также 100 червонцев и несколько рекомендательных писем в Вильну и Варшаву. Еще по обычаю молодому человеку для вразумления перед вступлением на самостоятельную жизненную стезю всыпали 100 плетей, уложив на ковер, как полагается шляхтичу. О следующих 20 годах жизни Михала скажут: «Исчез, как камень, брошенный в воду». От этого камня были, однако, вполне заметные круги. Именно в этот период своей жизни Михал во всех тонкостях овладел искусством игры в бильярд и карты. О, это были не просто игры! Это был образ жизни. Играли везде — в светских салонах и трактирах, магнаты и простые солдаты, в разрешенных местах и подпольно. В кураже даже не считали монет: обычной ставкой была «стопка» — чарка, наполненная золотыми монетами. Волею случая на жизненном пути графа появился известный магнат, земляк Михала князь Ф.Сапега. Был он чрезвычайно богат и чрезвычайно эксцентричен, поговаривали, что Эжен Сю именно с него списал образ князя Родольфа из «Парижских тайн». Сапега взял земляка с собой в Вену, там помог с деньгами. И будущий граф Валицкий развернулся. Еще одним встреченным чудаком оказался венгерский князь Эстергази, невероятно богатый и эксцентричный не менее Сапеги. Он и стал новым опекуном Валицкого. Вскоре вместе с Эстергази Михал оказывается в Париже. Мечта авантюриста! Более того, с помощью князя Эстергази Михал получает доступ к королевскому двору. Для начала Валицкий знакомится в Париже с белорусским магнатом Веселовским, от которого научился придворным манерам. Активно занимается самообразованием. Но все равно мелкопоместный шляхтич Мицкевич вряд ли мог быть принят королем. И на карточные выигрыши Михал откупает у воеводы Б.Валицкого право на фамилию и принадлежность к роду, у С.Солтыса — должность подстолия коронного. И, наконец, едет в Италию и обзаводится там настоящим графским титулом. Так и появляется на свет «фантастический граф» Михал Валицкий. С совершенными манерами, щедрый и таинственный. Валицкий знакомится с мадам Полиньяк, близкой подругой королевы Марии–Антуанетты. Голубоглазый литвин покорил сердце мадам, и вскоре она познакомила его со своей венценосной подругой. Валицкий делается постоянным партнером за карточным столом ветреной королевы. Какие еще роли он исполнял при дворе — про то ходит много домыслов. Говорили, что Валицкий был замешан в знаменитом деле об ожерелье королевы (вспомните роман Александра Дюма), и что был он любовником Марии–Антуанетты, и что исполнял секретные поручения королевской семьи. Состояние Михала именно в период его придворных подвигов стало огромным. Ставки за королевским игорным столом были, как вы понимаете, немаленькие. К тому же настоящие королевы обычно не жалеют бриллиантов. Вскоре коллекция драгоценностей Валицкого была чуть ли не самой богатой в Париже. Один из камней графа, сапфир, меняющий свой цвет с заходом солнца, настолько был популярен в обществе, что писательница мадам Жанлис сочинила о нем рассказ «Великолепный сапфир». Французская революция положила конец легкомысленной и блестящей жизни двора Марии–Антуанетты. Валицкий возвращается на родину. Уже графом и миллионером. Можно предполагать, с какой иронией относились к графству карточного игрока родовитые шляхтичи! Однако король Станислав Август Понятовский титул Валицкого подтвердил. Теперь Валицкий может войти в роль благородного мецената. Он переезжает в Санкт–Петербург, снимает первый этаж дворца Юсуповой, затем покупает собственный дом. Граф славится своими приемами и богатством. У него обилие драгоценных вещиц, в том числе лучшая в Европе коллекция позолоченных табакерок, а еще уникальные предметы из сокровищницы французских королей. Например, двенадцать эмалированных табакерок, принадлежавших когда–то Людовику XVI. Был ли он шулером? Разбогател на картах? Многие современники убеждены, что Валицкий был шулером высокого полета, — карточная школа Варшавы в то время славилась на всю Европу. Да и камешками Валицкий, конечно, приторговывал. Возможно, из–за рискованных махинаций с драгоценностями Михал Валицкий опять перебирается на родину. Он покупает в Гродно дворец вице–администратора, потом неподалеку имение Озера. Тут создает образцовое хозяйство, суконную и бумажную мануфактуры. Строит «соломенный дворец» на берегу озера Белое. Возле которого, по свидетельству Крестовского, были ямы, в которых по несколько дней держали непокорных холопов. И вопли несчастных были аккомпанементом к панским забавам. Под конец жизни большую часть своей коллекции драгоценных камней Валицкий подарил Виленскому университету. В котором, кстати, за его счет обучались его бедные родственники, как когда–то он сам. Для них же он купил дом, в котором они жили вместе с нанятым гувернером. По меркам XVIII века Валицкий прожил долгую жизнь. Он ни разу не женился (как, впрочем, и Казанова), хотя красивых женщин вокруг него хватало. И в отличие от упомянутых Казановы и Калиостро наш авантюрист смог построить благополучную жизнь на зыбкой почве эпохи. P. S. В запасниках Эрмитажа находиться огромная коллекция самоцветов гродненского графа Валицкого. Там же должен быть и самый известный в XVIII веке драгоценный камень, который так и называется — “Сапфир Валицкого”, описанный в одноименном романе французской писательницы Мадам Жан–Лиз. По материалам газеты СБ. |
MATUSHKA [ 28 мар, 11 18:51 ] | |||||||||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |||||||||||
ВЕСЕННИЕ ДВОРИКИ. ПОСЛЕДНИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК МАРТА. Сегодня поснимала гродненские дворики в центре города и немножко улицу.
|
MATUSHKA [ 28 мар, 11 18:53 ] | |||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |||
Местные жители, однако.
|
Ведренко Валерий [ 28 мар, 11 20:54 ] | |
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |
Они местные везде, однако... |
MATUSHKA [ 29 мар, 11 11:34 ] | |||||||||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |||||||||||
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОГУЛКИ ПО ГРОДНЕНСКИМ ДВОРИКАМ:
|
MATUSHKA [ 29 мар, 11 11:36 ] | |||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |||
Типичная представительница местных жительниц.
|
Mark Harl [ 29 мар, 11 13:25 ] | ||||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | ||||||
Последняя крепость Российской империи На включение в список историко-культурного наследия Беларуси претендует Гродненская крепость — памятник фортификационного строительства ХIХ — первой половины ХХ века. Уже само летописное название города — “Городен” — может свидетельствовать о том, что поселение возникло на окруженном укреплениями месте. Гродно возводился на пограничье, и политические события, которые происходили в этом регионе, влияли и на формирование оборонительных элементов города: от простейших деревоземляных конструкций до мощных фортификационных сооружений. Каждый период в истории города непременно отражался и на его укреплениях, которые соответствовали времени и традициям. Сначала был земляной вал и деревянные стены детинца и окольного города времен Полоцкого княжества. Потом — готический замок Витовта периода Великого княжества Литовского, замок был значительно усилен в годы правления короля Стефана Батория (XVI в.), ренессансная и барочная архитектура монастырей с оборонительными чертами времен Речи Посполитой, редуты и люнеты Северной войны. Мощные фортификационные сооружения были построены вокруг Гродно русской армией под руководством царя Петра I в 1705 – 1706 гг. во время Северной войны. Шведская армия короля Карла XII после проведенной рекогносцировки не решилась штурмовать эти весьма солидные укрепления. Не было исключением и время, когда Гродно находился в составе Российской империи. Строительство фортов началось в 1887 году и на протяжении двух лет было завершено. В 1889 году было принято решение о строительстве еще двух фортов. Все они были земляные и носили временный характер. Войсками они практически не использовались. Стратегическое значение Гродно возросло после российско-японской войны в связи с разработкой новых мобилизационных планов. Тогда и возникла необходимость строительства новой крепости в Гродно. Планировалось возводить ее с учетом самых современных достижений фортификационной науки. Проект Гродненской крепости был утвержден императором Николаем II в августе 1912 года. Планировалось строительство 13 фортов и 23 номерных опорных пунктов, а также открытых батарей для орудий крупного калибра, отдельных укрытий для пехоты, аэродрома, плотины, дороги и ряда других вспомогательных сооружений. Была определена граница фортового района. Она проходила примерно в 10 километрах от проектируемой линии фортов и включала значительную территорию. Царское правительство выделило огромные средства на строительство крепости. Так, например, цена строительства только одного форта № 4 около д. Стрельчики составляла 2.300.000 руб. по ценам 1913 г. Сооружения крепости строились с привлечением японских офицеров, на крепостных позициях устанавливались в числе других японские орудия. 23 августа 1913 года Гродно был объявлен крепостью. Однако к началу Первой мировой войны ни один из них не был завершен. Осенью 1914 года Николай II соизволил проинспектировать крепости в прифронтовой полосе. Из царского дневника: «1 ноября. Суббота. В 10 час. утра прикатил в Гродну. Принял начальствующих лиц и депутации от губерний. В 10 1/2 приехала Аликс с Ольгой и Татьяной. Радостно было встретиться. Поехали вместе в собор, а затем в два лазарета с ранеными. Погода была холодная и дождливая. Завтракали в поезде. В 2 1/4 отправился с комендантом Кайгородовым через город по Осовецкому шоссе. Доехал до форта № 4-й на холме. Выслушал доклад о работах по усилению обороны крепости. Осмотрел форт и дальше батарею № 19. Вернулся в поезд около 5 час.». Итак, на дорогу туда и обратно и на осмотр батареи и форта ушло всего три часа. Вот такое монаршее внимание уделялось западным крепостям России! После воссоединения Западной Белоруссии с БССР в 1939 г. советские военные инженеры приступили к проектированию и строительству укрепленных районов на западной границе СССР. В 1940 г. в районе г. Гродно начали возводиться фортификационные сооружения 68-го Гродненского укрепленного района. Гарнизоны ряда долговременных укреплений 68-го УР, которые успели возвести к началу Великой Отечественной войны, с честью встретили врага и героически держали оборону вплоть до 27 июня 1941 г., чем внесли значительный вклад в срыв плана молниеносной войны немецко-фашистского командования. С гродненскими фортами связаны и трагические события Великой Отечественной войны — уничтожение гитлеровцами мирных жителей в форте II и попытка удержания советскими войсками в июле 1944 года плацдарма в районе форта I. В годы Великой Отечественной войны фашисты у развалин форта расстреливали мирных жителей г. Гродно, в том числе евреев, а также заложников из состава польской интеллигенции. Здесь в числе других гродненцев погиб от рук немецких палачей известный гродненский краевед и преподаватель Гродненской гимназии, основатель Гродненского зоопарка Ян Кохановский. В июне–июле 1943 года в фортах у д.Наумовичи (10 км от Гродно) гитлеровцы расстреляли более 3 тысяч мирных жителей, преимущественно местных интеллигентов. 1 августа 1943 года гестапо расстреляло настоятельницу Ордена Сестер Наисвятейшей Семьи из Назарета Марию Стеллу и 10 сестер-назаретянок из Новогрудка. Сестры-монахини не были участницами движения Сопротивления. Для подвоза жертв фашистские палачи использовали узкоколейную железнодорожную ветку, ведущую от станции Лососно, проложенную в 1913 г. строителями форта. Людей расстреливали на краю фортового рва и укрытой (заглубленной) крепостной дороги. Летом 1944 г. немцы сжигали эксгумированные трупы, пытаясь скрыть следы своих преступлений. В память замученных фашистами жителей города возле форта установлено 2 памятника. Один из них изображает скорбящую мать, которая оплакивает сыновей, погибших в годы Великой Отечественной войны, другой построен в виде креста и мемориальных плит с именами поляков – жертв фашистского террора. Оборонительные сооружения города-крепости Гродно времен первой мировой войны и доты 68-го Гродненского укрепленного района времен Великой Отечественной войны ныне являются символами героизма и самоотверженности русских и советских солдат, до последней капли крови защищавших нашу Родину, местом паломничества нынешних защитников Отечества – наследников славных боевых традиций наших дедов и прадедов, а также туристов, историков и краеведов. Вокруг города Гродно ныне находится уникальный комплекс из более чем 200 памятников воинской славы и фортификационного строительства. Более подробную информацию о фортах смотрите на http://www.fortress.grodno.by/index.html[url][/url]
|
Mark Harl [ 29 мар, 11 13:31 ] | |||||||||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |||||||||||
Фото отчет о поездке к Гродненским фортам...
|
Mark Harl [ 29 мар, 11 13:36 ] | |||||||||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |||||||||||
Сталактитовое царство подземелий Гродненских фортов...
|
Mark Harl [ 29 мар, 11 13:40 ] | |
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |
В тему Первые форты появились вокруг Гродно в 19 веке в виде земляных позиций. Они практически не использовались. Их было 7. До наших дней сохранился только форт №1, который находится в лесопарке Пышки. Из фортов «южной позиции» лучше всего сохранился форт №5. Располагается он на окраине города недалеко от больницы «ОАО Гродно-Азот». Части вала увидеть можно и сейчас. Элементы вала просматриваются и у форта №2, расположенного у городской школы №12. В его внутреннем дворике уютно раскинулся школьный стадион, а на валу — места для болельщиков. От остальных фортов фактически ничего не осталось. Тем не менее, эти укрепления дали название одному из микрорайонов города — «Форты». |
MATUSHKA [ 29 мар, 11 18:46 ] | |
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |
Спасибо, Марк, за познавательную фото-экскурсию. |
Mark Harl [ 29 мар, 11 22:48 ] | |||||||||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | |||||||||||
MATUSHKA писал(а): ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОГУЛКИ ПО ГРОДНЕНСКИМ ДВОРИКАМ: Те же дворики...
|
Mark Harl [ 29 мар, 11 23:25 ] | ||||
Re: ДОМ 13 / фотопроект и истории о Гродно | ||||
[quote="MATUSHKA"]ВЕСЕННИЕ ДВОРИКИ. ПОСЛЕДНИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК МАРТА. Сегодня поснимала гродненские дворики в центре города и немножко улицу. Спасибо Вам огромное за это фото! Это работы моего близкого друга Сергея Коника. Оригами из бумаги, ручная работа
|