Форум фотографов.
https://forum.znyata.com/

Выставка в Вильнюсе «Фотография из Минска: Валерий Лобко»


https://forum.znyata.com/viewtopic.php?f=12&t=5319
Страница 1 из 7

Vitaly Khoruzhko [ 05 июн, 08 11:05 ]
Выставка в Вильнюсе «Фотография из Минска: Валерий Лобко»

Изображение

«Фотография из Минска: Валерий Лобко».

9 июня в 19.00 в Русской Галерее (Бокшто 4, Вильнюс) состоится открытие выставки работ личности-легенды белорусской фотографии Валерия Лобко.

Эта выставка — результат одного из этапов студенческого проекта по «Культурной рекультивации белорусского пространства», исследующий в данном случае феномен минской школы творческой фотографии. Задачей исследования было выявление инструментария и механизмов образовательных успехов белорусской фотографии 80-ых и 90-ых, для оценки возможностей их адаптации к сегодняшней ситуации.

Проект осуществляется в рамках визуальных и культурных исследований Европейского гуманитарного университета.

Аннотация:
История фотографии в Беларуси, несмотря на несколько попыток описания, еще изобилует белыми пятнами. Как выясняется, для молодого поколения авторов в Минске многие важные события недавнего прошлого являются совершенно неизвестными — что уже говорить о знакомстве с ними за пределами республики.

Давнему поколению фотографов в какой-то мере может быть известна коллективная фотографическая активность Минска и республиканских городов семидесятых. Знаковым моментом стала череда выставок «Фотографики» в Минске, где, начиная с семидесятых годов, можно было познакомиться как с работами лучших авторов Прибалтики, Украины, России, так и с самими авторами. Эти выставки и опыт общения повлияют определенным образом на развитие творческой белорусской фотографии.

В то же время очень важное десятилетие с середины 80-ых и до середины 90-ых, период, в который появилось много имен, благодаря которым молодая фотография из Минска стала известной в России, Украине, ряде стран Европы и США, для литовских фотографов и зрителей остается неизвестным.

В середине восьмидесятых своеобразный «излет» любительской фотографии и стремление вернуть энергию семидесятых привели к появлению учебных творческих студий при фотоклубе «Минск». Первая такая студия работала под руководством Михаила Жилинского, яркого автора, работавшего в различных техниках фотографики, и Валерия Лобко.

Эта студия не была особенно результативной в фотографическом плане, но стала важным этапом для наработки методов и подходов преподавания, развитыми и примененными в авторских студиях Валерия Лобко, которыми стали более поздние наборы слушателей: студия-2 и студия-3.

Именно с появлением этих студий и последующей активной деятельности их выпускников, особенно студии-3, можно говорить о состоявшемся эксперименте с направленным обучением творческой фотографии. Если принять во внимание фиксацию результатов — публикации, выставки, работы авторов из Минска в музеях за рубежом, то таких результатов белорусская творческая фотография никогда больше не достигала…

Возникшие в результате деятельности студий и самостоятельной учебной деятельности выпускников творческие группы в Минске обратили на себя внимание американских и европейских критиков и экспертов. Коллекции работ принимали участие в основных проектах, связанных с показом творческой фотографии СССР за рубежом в тот период. Основные из этих проектов — «Инаковидящие», монография, изданная в Хельсинки и выставочный проект, показанный в течение полутора лет в скандинавских странах (конец 80-х и начало 90-х), а также PHOTO MANIFESTO — еще одно исследование, альбом-монография и выставки в Нью-Йрке и Балтиморе в начале 90-х.

Начало выхода регулярной рубрики «Творческая фотография» в журнале «Мастацтва» («Искусство») в Минске, подготовка книги о фотографии из Минска в Москве, ряд выставок и публикаций, крупный показ в Берлине, выставка и каталог Fotografie aus Minsk, 1994 (галерея ifa), запланированный показ в Праге во время месячника фотографии (кураторы Даниэла Мразкова и Владимир Ремеш) — вот только некоторые принципиальные маркеры этого периода.
Работы авторов из Минска признаются экспертами и попадают в коллекции музеев в Дании и Швеции, остаются в фонде крупнейшего фестиваля в США в Хьюстоне.

В то же время к середине 90-х групповая активность авторов меняется на индивидуальные попытки продвижения на арт-рынке, что удается только единицам. Последовавшее за этим десятилетие с политическими и экономическими катаклизмами не посодействовало развитию творческой фотографии в республике — фактически можно говорить о деятельности единственной художественной фотогалереи Nova в этот период.

Только в последнее время предпринимаются попытки изменить ситуацию к лучшему и предлагаемый вашему вниманию проект — вклад в осмысление достижений короткого, но яркого периода в истории белорусской фотографии.

Данная выставка — это результат одного из этапов студенческого проекта по «Культурной рекультивации белорусского пространства», исследующий в данном случае феномен минской школы творческой фотографии. В рамках этого исследования была поставлена задача выявления инструментария и механизма образовательных успехов белорусской фотографии 80-ых и 90-ых, для оценки возможностей их адаптации к сегодняшней ситуации. Проект осуществляется в рамках визуальных и культурных исследований ЕГУ.

Валерий Лобко — личность-легенда, мастер фотографии, автор ряда технологий в области проявления и печати (частично опубликованы в двух больших главах «Энциклопедии фотографии» (Минск, БелЭн, 1992), который своим опытом и работами повлиял на творческую судьбу ряда фотографов республики. И сейчас, несмотря на доминантные занятия в области фотографического образования, Валерий Лобко остается заметной фигурой, активно лоббируя новые фотографические взгляды и тенденции, сохраняя при этом верность классической традиции.

Активная фотографическая деятельность автора продолжалась в 70-ые и 80-ые годы; значимым для карьеры было профессиональное сотрудничество с журналом «Мастацтва Беларусi».

Экспозиция, которую мы сегодня предоставляем Вам, — выборочная ретроспектива, которая не может в полной мере раскрыть весь спектр разнообразия его творчества, а лишь дает представление о нем.
Коллекции, которые принесли известность Валерию Лобко и содействовали притоку талантливых студийцев в авторскую школу, были потеряны после выставки в Швеции (Visbi, Gotland) во время пересылки — созданные в одном экземпляре с ручной доработкой и тонировкой фотографии практически не могли быть воссозданы.

На выставке показаны ранние вещи, оригиналы еще студенческой поры — психологические портреты начала и середины 70-х, городские зарисовки-репортажи, автопортреты, а также работы конца 80-х и начала 90-х, в том числе своеобразная серия портретов молодых фотографов — визитная карточка автора.

В последние годы основными занятиями Валерия Лобко в области фотографии являются исследования в области продуктивных образовательных методик, в том числе дистанционное обучение, и создание курсов студийной фотографии для Белорусской государственной академии искусств и Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе.

*
Участие в групповых выставках в Беларуси, СССР и за рубежом -- начиная с 1973 г., в т.ч. US и странах Европы.

Фотографии в коллекциях Музея современного искусства в Стокгольме и Датской королевской библиотеке.

Статьи и публикации о творческой фотографии и белорусской творческой фотографии в отечественной периодике («Мастацтва Беларусi», «Мастацтва) и фотопериодике за рубежом (Швеция, Дания).
Статьи о фотографии (разделы «Проявка», «Печать», «Дополнительная обработка изображений» в «Энциклопедии Фотографии» (БелЭН»)

Стажировка в Музее фотографии в Оденсе (Дания).

Поддерживаемые проекты на портале Znyata:

Современная фотография
http://forum.znyata.com/viewtopic.php?t=2530&start=1215

Классическая фотография
http://forum.znyata.com/viewtopic.php?t=2685

Кураторы выставки:

Юля Демьяненко «Массовые коммуникации и журналистика» 2-й курс
Ольга Репихова «Массовыые коммуникации и журналистика» 2-й курс
Аня Самарская «Культурные и визуальные исследования» 3-й курс

Виктор Байковский [ 05 июн, 08 11:47 ]

Очень хотелось бы увидеть выставку в Минске...

drummmeR [ 05 июн, 08 22:28 ]

афиша другая...

Uladzimir Parfianok [ 06 июн, 08 21:46 ]

может, кураторствующая молодежь сподвижется и на небольшенькую веб-галерею работ В. Лобко?

а то когда выставка до Минска доберется - одному Дагерру известно... :))

Валерий Лобко [ 06 июн, 08 22:34 ]

Отснято много кадров, еще не смотрелось, и, похоже, к выставке диск не успеем сделать, была идея там еще проектор использовать, но много всего еще делать.

Завтра еще и занятия, и съемка тяжелая, человек 200 — снимок групповой, так что то еще испытание хрупким плечам…

И в галерею все отвозить в субботу, а там только со второй половины дня можно начинать работать, так что остается только воскресенье, хватает занятий со снимками еще, а в понедельник самая работа в галерее.

Вообще достаточно интересно смотреть, как оно все идет — я по большей мере наблюдатель, опыт работы с выставками имеется только у Анны, но опыт передается, так что вот так втроем девушки все поднимают.

Да, еще у Микшиса просмотры в среду, выставка здесь, собственно, было бы тоже любопытно посмотреть, что в результате вышло…

Uladzimir Parfianok [ 09 июн, 08 19:54 ]

ждем- не дождемся фотоотчета!

Валерий Лобко [ 10 июн, 08 9:42 ]

Ну, открылись… Масса помощников… падающие стекла… Пришел за час до открытия, на входе владельцы галереи сказали, что третий день девушки в галерее безвылазно… почувствовал в какой-то момент себя лишним…

Снимали там много, но ничего пока не видел, естественно, посмотрим, что соберется.

По своим ощущениям — после перерыва понимаешь, какая все же крохотная галерея (и экспозиция вышла совсем небольшой. Т.е., скорее галерея для продаж, выставку достаточно сложно спроектировать для этого пространства, хотя какой-то компромисс — возможен.

Что было волнующим и приятным — пришло довольно много студентов, отпрашивались с занятий. Совершенно потрясающим было появление Иры Сухий и Светы Королевой… случай и связь времен, да. Были очень дорогие и приятные гости, Катя Лавренец прислала с утра записку по вчерашнему поводу.

Приходил Римантас Дыхявичус, приглашал еще студентов-дизайнеров, было три вдумчивых девушки, долго.

В целом, наверное, все достаточно успешно, так как люди довольно долго не уходили. Не знаю, я с Римантасом о заболтался в первой комнате и потом во дворике, да и выставка фактически не моя, так что кураторы там сами все проводили.

Т.е. проект в рамках задуманного и нашего бюджета (все проводилось в складчину со студентами, без внешнего финансирования, плюс — много волонтерской работы студентов) — нервно, но дошел до полуфинала. Теперь нужно отчет готовить.

Довольно сильно был смазан акцент — времени все же, как обычно, мало, поэтому акцент вышел большим на выставке, не на проекте целом. Но мы показывали во дворике две презентации — файл, который готовил Торбьорн, там любопытный срез, но текст на шведском и еще ту подборку-каталог к испанской выставке, которую готовила Ольга Коваленко, так что какая-то попытка баланса все же была.

Отдельный разговор — с журналистом литовского радио… вышло так, что мы поговорили в паузу о том, как дела с белорусской фотографией в Литве… ой… Отдельно напишу в ветке «Фотоискусства».

В целом в экспозиции вышел основной акцент на работах студенческого периода, 70-ый по 76-ой примерно годы, выборочно — более поздние вещи, практически ничего — из портретов и «Транспорта». Что, вобщем, достаточно важно. Но надо еще это обдумать как следует.

Кстати говоря, ретушируя работы, удивился точности наводки — на ряде снимков структура под точкой мелкая и очень резко очерченная — порадовался за себя в прошлом.

Вот так пока… Собираюсь уже на съезд Фотосоюза или что-то там такое достаточно большое по собранию литовских фотографов, заодно новые книги и выставку погляжу.

Yurk [ 11 июн, 08 19:39 ]

Радостно слышать, что наконец белорусскую фотографию увидели. Только не белорусы. Радостно, что удалось узнать - с кем смог подержаться за руку мэтр. За него. А может, это уже и небелорусская фотография. Если ее по каким либо причинам совершенно нет желания показать на исторической родине. До вильнюсов нам далековато, будем смотреть "бирилковцев". Вот так. А за Вас - искренне продолжать радоваться и ждать, когда слова превратятся во что-то более конкретное. Хотя бы в виде выставки в зале для продаж. Но в Минске. Витебске. Гомеле. А не в благоухающем белорусской фотографической культурой Вильнюсе. Не говоря уже об перспективах выхода на улицу сотен фотографов с "настоящим" образованием "а ля Лобко".

Валерий Лобко [ 11 июн, 08 22:23 ]

Гм… противопоказаны мне выставки, видимо — после последних попыток (как испанский проект Коваленко) или показа («Вторая волна») подборки исчезают просто бесследно.

Но в данном случае важно было, раз уж никто на родине не берется, оценить, может ли этот опыт, который был в студиях, пригодиться.

Потом, инвестиции в учебные группы как-то слабо видны, но вот зато инвестиции в людей мотивированных — вполне заметны. И есть поэтому желание проект продолжать, на этот раз — в виде выставки, аналогичной давним подборкам работ выпускников студий, но с новым взглядом на те давние вещи.

Сам же диалог с литовцами, увы, выстраивать достаточно проблемно, поскольку им, с одной стороны, непонятно, с кем иметь дело, на каком уровне поддерживать контакт, с другой — неясно, кто выступит в качестве спонсора. По словам Адаса, его попытка на «Фестивале» в Паланге закончилась тем, что ему пришлось выступать не столько в качестве организатора, сколько спонсора… а карман у него один, между тем, желания повторить нет. И это — только часть проблемы… а большая часть проблемы в том, что после «Фестиваля» о проведении выставок вообще трудно говорить.

В общем, проблема ранее уже была обозначена, но когда думаешь, что плохо, часто оказывается, что на деле — много хуже. И эта реплика ко многим вещам у нас относится, так что война идет, да:

http://forum.znyata.com/viewtopic.php?p=16735#16735

Пришлось несколько раз в обсуждениях в последнее время повторить, что нет у нас пока понимания того, что выгодно поддерживать конкурентов и помогать тому, кто способен задать планку. Я бы, скажем, начал с организации показа работ В. Сутягина, как бы ни относиться к его методам съемки. Уровень, техническое качество, подача, количество работ более чем адекватны. Такая выставка задала бы планку и точку возможных предпочтений и координат, что позволило бы обсуждать спектр других возможных показов.

Но существующая достаточно неопределенная ситуация и отсутствие каких-либо признаков концентрации ресурсов для решения вполне определенных задач, в том числе подготовки серьезной выставки приводит меня, честно говоря, в отчаяние.

Находятся деньги на «Фотофорум» в духе прошлого года, проходит «Фестиваль» в Паланге, что тоже можно было использовать для создания презентационной коллекции, раз уж других поводов нет, днями я слышал о возможном показе белорусской коллекции на семинаре в Ниде 15-го сентября — какая коллекция? Какие задачи ставятся?

А время — идет…

Сергей Плыткевич [ 12 июн, 08 9:36 ]

Валерию Лобко:
Поражаюсь я все-таки вашей наивности: кто должен на родине взяться за организацию вашей выставки, если не вы сами? Кому это нужно в первую очередь, если не автору? Или по-прежнему ждать манны небесной?
По поводу выставки в Паланге. Достало уже читать крокодильи слезы по поводу уровня, плохой организации и т.д. Все гораздо проще и банальнее: у Адаса и организаторов с белорусской стороны случилось элементарное недопонимание, договаривались об одном, получилось другое, обе стороны остались друг другом недовольны, но если Екатерина и Михаил хранят молчание, Адас свое неудовлетворение высказывает тем, кто его с удовольствием слушает и потом разными полунамеками доносит до нашей аудитории. Я не принимал никакого участия в организации, но был свидетелем происходящего, поэтому к вашим упрекам отношусь несерьезно. Еще и потому, что сам формат выставки считаю несерьезным, к сожалению, конечно. Почему? Да потому что снимки, повешенные в недоотремонтированной библиотеке или на стенах ресторана, не считаю выставкой. Даже та часть работ, которая была вывешена в музее, имела смысл только в момент открытия. Дальше она никому не была нужна, потому что музей находится в стороне от пляжа, а люди приехали загорать, а не знакомиться с белорусским фотоискусством. И это было настолько ярко видно, что я просто жалел о потраченном времени. При этом необходимо добавить сложные отношения Адаса со многими своими коллегами (кстати, все очень похоже на то, что и у нас) и получится куча разной негативной информации, которая с большущим удовольствием впитывается различными недоброжелателями. Но я бы порекомендовал всем, кто не знает нюансов, относиться ко всему этому негативу гораздо проще.
Кстати, это пример с выставкой в Паланге навевает меня и на другие грустные мысли об открытии нашей фотографии за рубежом. Не было и тогда такое же? Работы высставлялись -- да. Но кто их видел? Кто, кропе пары специалистов, мог их оценить? И было ли это настоящим культурным событием? Или все как в Паланге?

Сергей Кожемякин [ 12 июн, 08 10:53 ]

Плыткевич писал Кстати, это пример с выставкой в Паланге навевает меня и на другие грустные мысли об открытии нашей фотографии за рубежом. Не было и тогда такое же? Работы высставлялись -- да. Но кто их видел? Кто, кропе пары специалистов, мог их оценить? И было ли это настоящим культурным событием? Или все как в Паланге?

Сергей, чтобы не сасорять ветку, для вас на другой ветке ответ положил про открытие белорусской фотографии за рубежом

http://forum.znyata.com/viewtopic.php?t=2530&start=1260

Сергей Плыткевич [ 12 июн, 08 11:03 ]

Сергею Кожемякину:
Возможно, я и отхожу от темы, но иначе ответить В.Лобко невозможно, потому что выставку в Паланге он вспоминал неоднократно.

Сергей Кожемякин [ 12 июн, 08 11:24 ]

Сергей, а вы посмотрели картинки с выставки, может прокомментируете, может у вас гордостью грусть смениться?

Сергей Плыткевич [ 12 июн, 08 11:57 ]

Сергею Кожемякину:
Дайте еще раз ссылочку, а то я уже запутался, где эти картинки.

Сергей Кожемякин [ 12 июн, 08 12:31 ]

Семь сантиметров выше

Сергей Плыткевич [ 12 июн, 08 12:35 ]

Сергею Кожемякину:
По-моему, у нас и сантиметры разные. У меня 7см выше ничего нет.

Сергей Кожемякин [ 12 июн, 08 12:44 ]

http://forum.znyata.com/viewtopic.php?t=2530&start=1260

Только для вас, если опять не найдете, могу во всех ветках положить, извините за нескромность, это в ответ на ваш текст, и его тоже подзабыли?

Сергей Плыткевич [ 12 июн, 08 12:49 ]

Сергей, прочитал я этот текст. Вы предлагаете посмотреть картинки, где они? Если я не силен в поиске, что делать? Таких людей пока еще много, их нужно учить -- давать конкретную ссылку, чтобы одним нажатием на клавишу открывалось именно то, что вы хотите показать. Только и всего.

Сергей Кожемякин [ 12 июн, 08 12:58 ]

Текст это вы писали, и что делать, если проблема даже посмотреть, что под глаза выкладывают, но Антология Белоруской фотографии, как, я понимаю по каким то другим алгоритмам делаться будет.

Сергей Плыткевич [ 12 июн, 08 13:26 ]

Сергей, извините, но у нас получается разговор слепого с глухим. По вашей ссылке я вышел на ветку В.Лобко. И только.


Выставка в Вильнюсе «Фотография из Минска: Валерий Лобко»