Форум фотографов.
https://forum.znyata.com/

Сколько стоит обучение фотографии?


https://forum.znyata.com/viewtopic.php?f=27&t=2777
Страница 1 из 1

Алексей Шинкаренко [ 30 авг, 07 20:21 ]
Сколько стоит обучение фотографии?

Кто-то может сказать, что вопрос не корректно сформулирован, «Можно ли вообще обучить фотографии за деньги?», но, тем не менее, список платных услуг населению нашей страны увеличивается. И все чаще можно в нем встретить строчки «обучение фотографии», "курсы фотографии".

Стоит ли за это платить, если как многие считают что можно и самому научится. Если стоит, то сколько? Можно использовать для оценки следующие формы:

1. Один урок, консультация специалиста. ( 3-6 академических часов)
2. Краткосрочные, интенсивные тематические курсы (40-50 академических часов)
3. Семестровые программы, объединяющие несколько учебных предметов (6 предметов, по 40 ак. часов, всего 240 ак.часов)
4. Мастер-классы. Хотя ответ уже более чем явный из опроса в теме «Встреча с легендой»

Doroga [ 31 авг, 07 11:11 ]

Стоимость образования для потребителя зависит от качества. Три часа могут быть лучше 20, а могут и не быть. От уникальности полученных знаний. Может ли их еще кто дать. Или только вы.

Тут можно говорить только через неделю/месяц после окончания занятий. Когда первый семестр закончится, проведите среди учеников опрос: сколько я готов заплатить за второй семестр?

Отличный специалист в области не всегда хороший преподователь.

Алексей Шинкаренко [ 31 авг, 07 11:29 ]

Doroga писал(а):
Когда первый семестр закончится, проведите среди учеников опрос: сколько я готов заплатить за второй семестр?


Предложение принято!

Валерий Лобко [ 31 авг, 07 14:21 ]

Doroga писал(а):
Тут можно говорить только через неделю/месяц после окончания занятий. Когда первый семестр закончится, проведите среди учеников опрос: сколько я готов заплатить за второй семестр?

Не совсем так. В случае с «Творческими Мастерскими», если брать самый проблемный (но с большим процентом хороших слушателей) первый двухсеместровый набор, то отток был. Т.е. в две группы пришлось набирать 3-4 человека.

Из чего следует, во-первых, что опросы проводить смысла большого нет — голосование рублем будет автоматическим. Конечно, можно провести такой дизайн курсов, что кому-то хватит одного семестра, а кто-то перейдет и на более высокий и специализированный уровень.

В целом же тот, первый вариант, провоцировал большую проблему. Группы для самоокупаемости (а семестр стоил примерно 100 у.е. тогда) должны были быть комплектными (минимально 9 человек). Уход трех слушателей из 10 уже создавал проблему. Поэтому, кстати говоря, образовательные курсы и программы в городе стараются брать в самом начале 11, а то и 12 человек, чтобы не потерять группу. Что создает свои проблемы — по опыту работы в ЕГУ могу сказать, что при 11 студентах в группе по компьютерной подготовке работать уже невозможно и я был готов с половиной заниматься волонтерски, только чтобы не было перенаселения.

Второй набор по специализации «Фотография и дизайн» в Академии состоял из 14-ти человек. И это была одна группа, так как до комплектных групп людей было мало. И это уже было не обучение…

Ни места, ни внимания, ни оттянуться креативно над одной ванночкой и грязной промывочной в т.н. лаборатории.

Поэтому идея двухсеместрового монокурса там, к счастью, была похерена довольно быстро. Бюрократы же не видят проблем такого рода, а считают грошики на входе. А с проблемами нос к носу имеют дело преподаватели, которые от этих денег мало что имеют, а накопительный процент на развитие такой крутой, что можно целый карманный фонарик раз в год купить. Там, во всяком случае.

Двухступенчатый подход эту проблему определенным образом решает, но только частично. У нас выходило так, что не прошедшие системную подготовку люди требовали индивидуального потягивания, чтобы влиться более-менее нормально во второй семестр после донабора. А люди с опытом — понятие весьма растяжимое. Так что лучше иметь дело со своими родными «выкормышами».

Оценка того, с кем по ожиданиям мы имеем дело, дает на выходе примерно четыре группы слушателей с разным опытом, образовательным цензом, конкретными приоритетами и ожиданиями.

Получается, что этот фактор на входе, слабо достаточно определяемый как коэффициент толерантности или нетерпимости, проявится уже в середине примерно семестра. Так что начальная сепарация групп — вещь очень важная (и практически нереализуемая), поскольку включается еще фактор запаса слушателей вообще, их приоритетов по дням и времени занятий.
.

Doroga [ 31 авг, 07 15:39 ]

Нужно меньше групп второго уровня, чем первого. Так не может быть, чтобы никто не ушел.

Жалко, что на крышу не могу. :cry:

Валерий Лобко [ 31 авг, 07 16:11 ]

.

Не совсем тоже просто. Товар нужно очень четко описывать и фиксировать вменяемо для потребителя, т.е. уникальное товарное предложение должно быть реалистичным и вызывать полное доверие.

Очень четко, не перехваливая, т.е.

Миша Жилинский когда-то говорил, что он никогда клиенту лучших работ не показывал. Поскольку на такой уровень можно и не выйти.

Показывал среднее и даже худшее. Потом, когда были готовы фотографии, результат (удовлетворение клиента) обычно был хорошим, поскольку картинки превосходили ожидаемое.

Вот такой запас «вкусненького» и приличный весьма должен быть. Но, тоже ведь — большое количество бонусов приведет к томУ, что потом, когда их нужно будет побольше, ресурса может и не хватить. Так что тут проектирование во времени треубется очень качественное — и с учетом вызовов со стороны конкурентов, и очень четким пониманием того, что главная реклама — это «из рук в руки», отзывы т.е. слушателей.

Вторая проблема — при большой длительности зантяий в течение дня (7-8 часов) физически и сам устаешь, и нет возможности поэтому продуктивно работать в две смены. Т.е. при последовательных занятиях проблемы с длительностью и качеством.

Проще при параллельных занятиях, как это было в Академии организовано, когда группа (или половинки групп, чтобы можно было эффективно использовать маломестный тогда компьютерный класс, небольшую лабораторию, узкий загашник с «Макинтошем», где мудрость давалась).

Мы работали втроем и вчетвером с четырьмя группами, с нахлестами специальными и сдвигами по времени. Выглядело это примерно так, как на картинке, почему я и писал про секундомер.

Там свои проблемы появляются, естественно, что дает свой процент недовольных. Это еще и какие слушатели придут, иногда претензии абсолютно законные, а иногда обычный случай, когда на свои деньги хотят большего или в принципе остро реагируют на дефицит специального внимания. А когда бывают и явные проблемы, за которые жутко стыдно, но люди относятся с пониманием.

Не хочет оно картинку большую показывать в аттаче, а если записать на диск, то видно, что он ее сам уменьшает сильно. Не знаю. Машины умнее людей.

Это, собственно, пример достаточной сложности планирования. С 31-го октября по 14 ноября 2005-го расписание.

Вложения:

shedule_lg.gif [ 35.48 Кб | Просмотров: 786 ]

Иван Заяц [ 31 авг, 07 17:12 ]

Школа фотографии...
обучение в школах в нашей стране бесплатное...!
пожалуюсь Бацьке... :x

Doroga [ 31 авг, 07 17:35 ]

Пожалуйся еще на автошколы и школы всяко-разного танца.

Paul Osipoff [ 31 авг, 07 21:50 ]

опять топик апкавняли...
серега, киляй ты нафик этот оффтоп...

Алексей Шинкаренко [ 01 сен, 07 0:04 ]

Валерий Лобко писал(а):
.

Не совсем тоже просто. Товар нужно очень четко описывать и фиксировать вменяемо для потребителя, т.е. уникальное товарное предложение должно быть реалистичным и вызывать полное доверие.

Так что тут проектирование во времени треубется очень качественное — и с учетом вызовов со стороны конкурентов, и очень четким пониманием того, что главная реклама — это «из рук в руки», отзывы т.е. слушателей.


Спасибо, Валерий Дмитриевич, за полезные комментарии. Мы приблизительно знали устройство Творческих мастерских, через беседы со студентами, которые приходили в Краявид (в кружки и на краткосрочные курсы), побывав некоторое время на занятиях в Академии. И представляли плюсы и минусы системы, почти так, как вы их сейчас описываете.

То, о чем Вы написали очень полезно, т.к. помогает нам еще раз оценить эффективность «дизайна» Школы.
Мы решили задачу начальной сепарации особой конструкцией системы Школы и школьной программы. Правда, у нас изначально была возможность реализовать идею «четырех семестрового монокурса» (вам не дали возможность создать и двух семестрового). Дальше было проще. Следующее решение - сделать каждый семестр самодостаточным, ориентированным на один уровень подготовки однородной группы слушателей. Мы определили основной вектор программы, направляющий на конкретный результат для каждого семестра(уровня). В результате пакет учебных предметов, содержание которого к тому же легко при такой конструкции изменяется в случае необходимости, содействует решению одной задачи – итоговой работы курса и в тоже время каждый предмет может стать предметом особого интереса у студента. Этот предмет он сможет развивать в специальной мастерской, называемой у нас «Курсовой проект» и «Исследовательский проект».
В итоге получилась очень простая схема, полагаю и вы думали о чем-то подобном - последовательная фильтрация.
Базовый курс является первичным фильтром, для того чтобы формировать однородную группу второго уровня. По той же схеме осуществляются переходы на третий и четвертый уровень. Схема похожа на треугольник, в котором базовый курс основание, а вершина авторский курс (четвертый уровень). Количественный состав, и количество групп естественно уменьшается, от курса к курсу, вы совершенно правы, «кому-то хватит одного семестра, а кто-то перейдет и на более высокий и специализированный уровень».

Тема дизайна систем обучения, очень интересная. Она, конечно тесно связана с вопросом стоимости, о котором мы говорим. Однако, было бы интересно обсудить ее отдельно, возможно в другой теме, к примеру «способы повышения эффективности обучения»
Можно ее начать, если есть желающие поучаствовать в обсуждении.
А эту тему вернуть в исходное русло, к вопросам:
сколько стоит обучение? стоит ли вообще платить? за что стоит платить?

Валерий Лобко [ 01 сен, 07 4:07 ]

.

Павел, пожалуйста, наберитесь терпения, если проблема вам интересна, поскольку это не оффтоп, это я так в тему тупо въезжаю. Настройка, типа. Уже почти к делу перешел.

А вот за «опять» (в особенности) могу очень коротко рассказать, чем L-тext Дмитрия Белинского сильно отличался в сторону большего количества извилин от «Удаффа», когда еще весь белорусский Интернет вместе с племенем падонкафф на горшке сидел.

И вы, Алексей, не торопитесь фокусироваться, разговор в самом деле о стоимости, но фон должен быть более обстоятельным, иначе разговор разовьется просто в перепалку, а тут же много всяких в самом деле важных аспектов.

Обучение стоит ровно столько, сколько за него платят. В смысле, готовы платить. Если у вас уже поток желающих, то и обсуждать здесь эту тему нечего.

Если нет, то как раз и стоит вопрос о том, что вы предлагаете, чем отличаетесь от конкурентов, с какими предположительно слушателями будете иметь дело.

Поскольку пока не платят, а пока вы по большей стоимости просите платить. Вы товар не столько показываете пощупать, сколько его рассказываете, поэтому я на примере ТМ предлагаю перевести виртуальное будущее в достоверное материальное прошлое.

ТМ — это не только то или иное устройство. Это реально подготовленные слушатели (сотни), которые реально заплатили вполне ощутимые деньги. И это реальные результаты — конкретные люди с умениями и выставками, профессионально работающие на рынке самых различных услуг.

Это, естественно, и конкретные слушатели, разочарованные фактическим отсутствием знаний и умений, за которыми они шли.

И это неформально уже реализованная система (у Егора) ваших «Курсового» и «Исследовательского» проектов в версии осени 2006-го.

И прошедший курс Сергея Суковицына по сути — пролонгированный мастер-класс, ваш высокий уровень.

Поэтому сбор детальной информации о результатах осени 2006-го и весны 2007-го очень важен — там уже смоделированы те вещи, с которыми вам еще не скоро у себя придется иметь дело, а иметь их в виду в деталях важно. Почему я с ТМ и начал и предлагаю компаративистский подход.

Если слушатель, приходя к вам, не проводил сам такое сравнение (не знал и особенно не напрягался узнать), то на выходе рано или поздно такое сравнение может возникнуть. И это тот фактор, который может поставить вопрос «за что платили» невыгодным для вас образом и начнет работать «народное радио», возможно, радикально не в вашу пользу.

Поэтому я бы начинал с координатных построений и четкого позиционирования ваших предложений, облегчая вашему потенциальному слушателю формализованный выбор. Для начала, поскольку реалии обучения и складывающиеся за это время компании могут потом сформировать совсем другие предложения.

Итак, проблема выбора — за что сейчас предлагают платить деньги.

Поскольку пока в пределах этого информационного пространства о стоимости объявил только «Краявид» и уже таким образом «подставился», поскольку мне, в частности, неизвестно точно, за что деньги, но большую цифру я вижу уже очень отчетливо.

Поэтому вопрос о стоимости услуг не абсолютный, конечно, а требует деталей для соотносительности и достаточной прозрачности, чтобы можно было хоть с предварительной прикидкой сравнить пакеты предложений.

Я пытался перевести вопрос в практическую плоскость «по цыплятам». Пока — тишина. В Гомеле когда-то по рассказам Миши Жилинского мастерские двух известных авторов различались радикально — в одной был хаос и кучи негативов вокруг, а в другой — отстреливались даже соседи, как источники хаоса и пыли. Но на выходе все было примерно одинаковым по результату.

Поэтому с точки зрения общего комфорта и вписываемости слушателей в методики и условия, конечно же, не все равно, но гарантия результата разницу достаточным образом нивелирует.

Если, конечно, слушатели идут за результатом, а не за процессом.

Природная лень вопрос «стоит ли платить», строго говоря, снимает, поскольку платят во многих случаях именно за нежелание разбираться самостоятельно. Т.е. платят. И вот это — самая большая мина, поскольку с моментом истины появляется законный вопрос, а «за что, собственно, если это так просто и каждый сам может легко разобраться».

Проблема слушателей поэтому — не только проблема дифференциации их опыта, ожиданий и психофизиологических типов предпочтения обучения.
.

Валерий Лобко [ 01 сен, 07 4:58 ]

.

(Текст потом заберу в свою ветку и раскидаю в Wiki).

Вопрос, «Сколько стоит обучение», это, по сути, вопрос, что предлагает каждый имеющийся проект и за какие деньги. Первый этап, естественно, поскольку второй — различной степени достоверности удовлетворение результатом или то или иное разочарование.

Творческие мастерские

Никто не отменял (пока, во всяком случае) Академию с «Творческими мастерскими». Там заявлен большой спектр курсов (объявление на ЖЖ), в числе которых имеется синтетический компьютерный и узкие по тематике фото. Базовая (смешанная) подготовка и второй уровень — комплексный курс, мастер-класс по профессиональной студийной работе.

Если схема сохраняется, то имеем такой набор особенностей проекта.

Деньги — достаточно дорого.

Комфорт занятий — низкий (нет никакого оборудования для лекций, но есть достаточная база для показов той же фототехники), ужасный (лаборатория) и приемлемый (студия и компьютерный класс).

Имеется студийное оборудование (импульсный свет).

Преподаватели — большой опыт на всех уровнях, в том числе достаточно приемлемый преподавательский. Базовый уровень ведется практиками (мастерами), не преподавателями кафедры.

Изюминка второго уровня — Сергей — выпускник еще наших студий, большой опыт профессиональной работы, в том числе на сложную полиграфию (работал в фотостудии PrintTeam), самостоятельные рекламные проекты, работа с пленкой (включая цвет 9x12) и цифрой.

Плюс к этому — преподаватели кафедры графического дизайна. Н. Короткина — абсолютно блестящая «по заводу» и очень уверенная работа со студентами в пределах ее курса «Развитие креативного мышления». Плюс В. Семенько — «Формальная композиция», атомно просто отработанный курс и очень уверенная подача.

При определенной процедуре — документ на выходе.

Что на выходе по умениям???

Осенний курс фотографии (ИП —Союз дизайнеров)

Деньги?

Расширился до трех составляющих проект, соотнесенный с Союзом дизайнеров (Качан-Кожемякин-Голубев).

Информации мало. Практически индивидуальная работа в фотографической части.

Опыт работы с дизайнерами в БГУ и опыт преподавания курса теории и истории фотографии у Сергея Кожемякина.

Владимир Голубев — это нечто. Я тащусь просто. В том числе очень качественный по «заводу» и очень богатый по времени опыт работы со студентами. Много плюсов, т.е.

Свидетельство (статус?) на выходе.

Что на выходе по умениям???

Курс «Мира Фото»

Деньги — достаточно дорого.

«Мир Фото» уже набрал определенный опыт. Но в целом, по слухам, подтвердилось отсутствие собственно преподавательского опыта работы.

Большую проблему, как говорят, создала большая дифференциация слушателей, где пришлось не высокую теорию давать, а элементарные базовые знания ставить.

К большим плюсам можно отнести само место (музей и студия), выставки, очень большой практический опыт у инициаторов проекта, харизма у Ю. Васильева.

Очень сильный момент, не имеющий, правда, прямого отношения к знаниям — документ фактически профессиональной аттестации на выходе.

Что на выходе по умениям???

Проект Егора

Деньги???

Еще не объявлен новый проект (Егора).

Потенциальный плюс — богатое студийное оборудование (17 000, такую цифру слышал, но не уверен, что это только студийный свет).

Преподаватели — Егор — определенный опыт практической съемки, опыт курса в «Творческих мастерских».

Предположительно (с высокой долей вероятности) в проекте будет принимать участие В. Терентьев — основной преподаватель фотографики и фотографии на кафедре графического дизайна в Академии, который с осени 2006-го оттеснен от занятий в «Творческих мастерских». По поводу последнего я не хотел бы распространяться, хотя детальной информацией располагаю.

Школа фотоигры

Достаточно недорого.

«Школа фотоигры» завязана на специфическую аудиторию, что несколько уводит в сторону, но и у нее свой эксклюзив.

О плюсах я уже писал — преподаватели и (Ян Карпов и Алексей Ильин) и фактически перенос нашей системы из места развития — в Академии.

Попросил оценить результат. Пока текста нет.
.

«Школа Фотографии»

???

.

Валерий Лобко [ 01 сен, 07 18:24 ]

.

Ученье — свет, а неученье — тьма

Благодаря преподам КШФ больше вижу вокруг себя и меньше мучаю фотоаппарат. Раньше набивал на карту памяти по 2000 снимков за одну съёмку, сейчас до 100 и конечый результат лучше. Рекомендую всем.

Небольшой мониторинг, Россия

Фотограф – профессия востребованная и модная, а за любую модную вещь всегда приходится переплачивать. Стоимость курсов зависит не столько от длительности, сколько от престижа учебного заведения, на базе которого он проводится.

Так, учебный год в фотоклассе школы журналистики «Известия» обойдется вам в 45 тыс. руб.

Трехмесячный курс для начинающих в фотошколе «Образ» стоит 9 тыс. руб., а курс для молодежи – 2,5 тыс. руб.

Большой разброс цен в «Академии фотографии»: за двухнедельный курс «Эстетика и технология черно-белой фотографии» придется заплатить 6,5 тыс. руб., а за полугодовое обучение «Профессиональной фотографии» – больше 71 тыс. руб.

Три месяца учебы на курсах фотографии в Институте дизайна и графики будут стоить 9 тыс. руб.

А за обучение на фотофакультете Заочного народного университета искусств заплатите 5800–8200 руб. в год в зависимости от выбранного курса.

Игра стоит свеч: за «талантливую» и профессионально сделанную фотографию дорогое глянцевое издание готово платить от двухсот до тысячи долларов.

Фотошкола «Известия»
Стоимость обучения на курсе фотографии в 2007/2008 учебном году составляет 60 тыс.руб. (250 акад.часов).

Курсы фотографии на Тверской
Продолжительность курсов фотографии: 28 ак.ч
Стоимость обучения: 13630

Курсы в Москве, ул. Брянская
Практический курс фотографии, портретная съемка
96 академических часов
Стоимость практического курса без скидки : 18600р.

Профессиональный углубленный курс: 144 ак.часа, 27100

Казанский филиал Учебного Центра А.Ф. Конта
Продолжительность курса фотографии в г. Казань:
В группе: 28 ак.час.
Индивидуально: 24 ак.час.
Стоимость курса Основы фотографии в г. Казань: 7440 Индивидуальное обучение: 28050

Fotoart-School проводит профессиональные курсы фотографии по творческим специальностям.

`ФОТОХУДОЖНИК` (базовый курс фотографии) включает дисциплины `Фотомастерство` и `Фотоискусство`. 72 уч.ч. Стоимость 18 000 р.

ФОТОХУДОЖНИК`: дистанционный по Интернет — 20 000р. (600 евро).

`ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФ` — спецкурс для начинающих. Осваиваются цифрокамеры профи уровня и обработка в Photoshop CS-2. - 28 уч.ч. - 9 600 р.

`ФОТОДИЗАЙНЕР` (Компьютерное фотоискусство) —- спец-курс 40 уч.ч. - 12 000 р.

`ФОТОРЕКЛАМИСТ` — спец. курс (36 уч.ч.) Стоимость — 15 000 р.

Специфика Фото Школы - интенсивная форма обучения, раскрытие Законов Фотографии и Фотоискусства, увлекательная практика, международный Диплом.

.

Алексей Шинкаренко [ 02 сен, 07 0:24 ]

Валерий Лобко писал(а):
Обучение стоит ровно столько, сколько за него платят. В смысле, готовы платить. Если у вас уже поток желающих, то и обсуждать здесь эту тему нечего.


У нас действительно поток желающих (в течение первой недели после появления темы на Знята в Школу записалось 14 человек), но обсуждать эту тему нужно, хотя бы потому что в ветке «Школа фотографии» на нее перешел разговор.

Валерий Лобко писал(а):
Поскольку пока не платят, а пока вы по большей стоимости просите платить. Вы товар не столько показываете пощупать, сколько его рассказываете, поэтому я на примере ТМ предлагаю перевести виртуальное будущее в достоверное материальное прошлое.


Стоимость, нами заявленная, не такая и большая. Если вы знаете систему ценообразования и налогообложения в РБ, вы нас должны понять. Преподаватели хотят получать зарплату не в виде «карманного фонарика», как вы сами писали, тем более, если упор делается на профессиональные знания и конкретный результат, за это нужно платить. Каждый слушатель может решить для себя сам, нужен ли ему результат по заявленной стоимости или нет.
Предложений учиться много, такого, как предлагаем мы, НЕ БЫЛО и НЕТ!


Валерий Лобко писал(а):
Если слушатель, приходя к вам, не проводил сам такое сравнение (не знал и особенно не напрягался узнать), то на выходе рано или поздно такое сравнение может возникнуть. И это тот фактор, который может поставить вопрос «за что платили» невыгодным для вас образом и начнет работать «народное радио», возможно, радикально не в вашу пользу.

Поэтому я бы начинал с координатных построений и четкого позиционирования ваших предложений, облегчая вашему потенциальному слушателю формализованный выбор. Для начала, поскольку реалии обучения и складывающиеся за это время компании могут потом сформировать совсем другие предложения.

Итак, проблема выбора — за что сейчас предлагают платить деньги.


Слушатель, приходящий к нам сегодня, получает полную информацию о Школе, программе, содержании программы (с описанием тем занятий), преподавателях, расписании занятий (по дням и предметам), требованиях к слушателям (проходит собеседование, для претендующих на 2 уровень), ожидаемом результате обучения и форме итоговой работы. Получает полную картину предложения, дополнительно ко всему, у него есть возможность выбрать подходящую форму и время занятий. Кроме того, он знает и у него нет никаких иллюзий (из личного общения с теми, кто записался), что предложение многоуровневого, многопредметного обучения фотографии единственное в Беларуси.
А Россия и Литва далеко, да и цены там, сами знаете, какие. Так что, никаких иллюзий. Все, кто записался, были на форуме Знята и читали темы с отзывами об обучении фотографии в Минске, этого минимума информации достаточно, чтобы сделать выбор в наших не балующих богатством выбора белорусских реалиях.

Валерий Лобко писал(а):
«Краявiд»
???


Тут Вас нужно поправить - не «Краявiд», а «Школа фотографии».
Если я правильно понимаю принцип заполнения списка. Обучение в «Краявiде», как классическая форма кружков или клуба по интересам, продолжает существовать отдельно от «Школы фотографии».

Валерий Лобко писал(а):
Небольшой мониторинг, Россия


Есть с чем сравнить. Цена за семестровую программу 1000$ и выше.
Более подробную информацию (список школ и стоимость) можно найти в статье «Учат в школе» («Foto&video№7,2007)

Валерий Лобко [ 02 сен, 07 2:46 ]

Алексей Шинкаренко писал(а):
Предложений учиться много, такого, как предлагаем мы, НЕ БЫЛО и НЕТ!

Алексей, что-то я не въеду никак в ваш эксклюзив. Я еще раз перелистал вами же данную программу-проспект.

Пока наблюдаю там зафиксированные на бумаге предложения, которые формально или неформально БЫЛИ реализованы в разных формах в «Творческих мастерских» или ПРЕДЛАГАЛИСЬ, но НИКОГДА не были востребованы. Вы видите фотографическую программу «Творческих Мастерских» (при этом, как я подозреваю, без учета названных курсов Егора и Сергея). Но ТМ — это еще и достаточно полный набор курсов, в том числе эксклюзивных.

Кто мешал слушателям взять специализированный курс Корабельниковой (соавтор Жвалевского в известных книгах)?

Что, была закрыта возможность для прохождения полного курса программы «Дизайн»? Или организации курса по формальной композиции? Проводился, кстати говоря.

Никто не мешал тому же Юре Федоренко пойти курс «Классическая анимация».

Мы предлагали слушателям ЛЮБЫЕ мыслимые курсы в любых дополнениях и сочетаниях— вопрос был в количестве желающих и стоимости, которая утяжеляла любой профильный курс.

Мы предлагали и даже проводили и специализированные курсы, скажем, сложный целевой для подготовки потенциальной команды глянцевого журнала, узкий курс для дизайнеров фабрики игрушек (студийная съемка и цифровая обработка изображений).

Т.е. любой преподаватель кафедры или любой «внешний» преподаватель Академии или другого ВУЗа мог быть включен в структуру ТМ. У нас были случаи, когда слушатели, записавшиеся на один профильный курс, переходили к нам, и наоборот. Просто по той причине, что не могли вытянуть курс параллельно (физические ограничения по времени или предпочтительно время в выходные, когда не разорвешься же).

И «последовательно» мало когда работало — это вопрос возможностей, и не только финансовых, но и временных и «энергетических».

Такая специфика аудитории, возможно, не только местной. Вы можете найти массу желающих на курс продолжительностью 10 часов, много людей на курс в каких-нибудь 36 часов по достаточно востребованной теме, но далее «поток» резко чахнет — в зависимости от длительности курса, его стоимости, его специализации.

Несколько человек буквально умоляли нас провести курс верстки (вещь, вообще достаточно востребованная), но у нас не было и группы в 5 человек.

Поэтому «поток» желающих формируется не так уж и часто и не в каждом случае автоматически. На мой курс осенью записалось несколько больше 180-ти человек, но будь он платным, то картина была бы совсем другой…

Опять же, весной 2006-го в ТМ было 40 человек на общем курсе и человек 14 — на пилотном по студийной съемке, это уже было после повышения стоимости, т.е. люди пришли и заплатили.

Напротив, на весеннее предложение о нескольких курсах в запланированном нами новом проекте практически никто не откликнулся. Вопрос цены в первую очередь — на тот момент это была и самая высокая стоимость отдельного фотографического курса в Минске.

Это если не считать загадочного клона «Академии фотографии» в БГУ, который я не включаю в список силу нереальной для города цены и подозрительной секретности.

В том или ином виде (не вычлененном как отдельные курсы) и в общем курсе всегда присутствует работа с техникой (светом), образом, компоновкой… Когда Алексей Ильин проводил за рамками общих занятий встречи по камере-обскуре, то что, это вычеркнуть из памяти в силу того, что такого «предмета» не было в списке предлагаемых тем?

А что нам делать с Виктором Журавковым, который нникак не анонсирован в программе, но пиходил и занимался по теме «История фотографии в лицах». Как быть с Георгием Лихторовичем и его опытом, куда деть Linhof? Или мастер-классСерегя Суковицына, мастер-класс Жанны, тот же Horsman на занятиях? Всего этого в прописанных планах нет, но ведь было же.

*

Строить всю систему и уникальность предложения на базе большого набора учебных предметов можно, но конкурентная надежность такого проекта крайне невелика во времени.

В этом смысле здесь уже в самом начале как раз затрагивался разговор о нецелесообразности «меряться» цифрами. Я могу только присоединиться.

*

В каждом проекте имеется тактическая и стратегическая составляющая. Можно выиграть на уровне тактики, но заложить при этом проигрыш на стратегическом уровне. Правда, можно затем снова выиграть после проигрыша — все зависит от баланса негатива и прибыли. Когда-то давно у компании Solo была весьма громкая и привлекшая внимание инициатива. Потребитель, купившись и «распробовав», был, мягко говоря, недоволен. Я не знаю, какие там реально деньги пришли, но допускаю, что механизм был вполне в духе классики — «дикое рыночное накопление капитала», а затем — цивилизованное развитие.

Вполне… только ведь здесь не только о пользовании фотокамерами речь идет… И кто-то ведь очень конкретно обжегся.

Меня лично, в частности, интересует тот штучный и редкий талант, который может попасть на такую неудачную и длинную дорогу, что я даже при одной мысли об этом готов объявить войну всем курсам, и немедленно.

Но точно также готов поддержать с большим пристрастием любое начинание, если пойму, что у талантливого к фотографии человека шансов как раз становится больше благодаря тому или иному проекту.

Речь ведь идет о людях и достаточно своеобразных механизмах, способствующих их росту. Они могут научиться отлично владеть техникой, шикарно разбираться в композиции, овладеть нетривиальными полиграфическими технологиями… и не стать теми, кем им, возможно, начертано было стать. И это совсем не простой вопрос.

В данный момент я совершенно осознанно «воюю» против академической специализации «Фотография и дизайн», поскольку для того, чтобы студент получил там гарантированный шанс на развитие своего индивидуального таланта, получил в самом деле профессиональное умение требуется сущая мелочь, ага. Даже чисто технически, я не говорю об атмосфере и творческом духе.

Это должна быть не Академия с ее реалиями финансирования учебного процесса и формирования базы, там должны появиться новые преподаватели, том числе преподаватели-визитеры, должны появиться программы обмена и сотрудничества с другими ВУЗами здесь и там, должна реализоваться практика участия студентов в семестровых просмотрах с представлением своих проектов и открытой дискуссией, должны появиться предметы по выбору для более тонко настраиваемого индивидуального развития.

Пока этого там нет, то я вижу, что брэнд спекулятивно втягивает достаточно много талантливых студентов, фактически отнимая у них этот самый шанс на яркий рост или, в лучшем, случае, серьезно усложняет и затягивает развитие возможно уникальных для нашего пространства людей.

.

Валерий Лобко [ 02 сен, 07 7:39 ]

.

«Школа Фотографии»

Инициатива на основе славных традиций: …

Стоимость обучения: дифференцированная в зависимости от потребностей.

Многоуровневое обучение, специфика которого заключается в большом наборе учебных предметов, включая эксклюзивные на фоне имеющихся в Минске предложений, позволяет удовлетворить спрос как на разовые консультации, так и на весь цикл фотографических и смежных дисциплин в области классической и цифровой фотографии, полиграфического и мультимедийного дизайна.

В целом, с учетом существующих реалий, можно указать, что в завершенном виде «Школа фотографии» дает возможность получить таки полноценное фотографическое образование на базе полного или неполного высшего новой специализации «Фотография и дизайн» Академии искусств.

И не вижу в этом шутки — с одной стороны, реальный объем часов занятий фотографией у студентов Академии искусств не так уж и велик на фоне общеобразовательных и других специальных дисциплин, каких-то особых возможностей и условий заниматься фотографией по отношению к тем же студентам непрофильных ВУЗов нет.

Преподавателей либо нет, либо они работают в неадекватных условиях.

Так в чем разница? В специализированой школе занятия фотографией и смежными дисциплинами образуют очень важную и не растянутую на году фокусировку внимания к одной — фотографической — теме, что повышает отдачу от таких занятий. В чем выигрыш Академии в таком случае, если говорить о практических умениях?

В чем выигрыш, если прямое сравнение набора курсов — не в пользу Академии, а ряда специальных вещей там просто даже не предвидится в силу того, что идет выраженная тенденция к уменьшению объема часов специальных дисциплин и повышения количества часов самостоятельной работы?

.

Преподаватели Школы практической фотографии: …



(Уточнения по тексту «Школы» приветствуются).

.

Алексей Шинкаренко [ 04 сен, 07 3:00 ]

Валерий Лобко писал(а):
Алексей, что-то я не въеду никак в ваш эксклюзив.


Наш эксклюзив - множественность предложений, благодаря чему достигается однородность состава комплектуемых групп и повышается эффективность интенсивного обучения. Каждый может выбрать что-то для себя: время занятий, уровень подготовки группы, форму обучения (очная, заочная), формат занятий (семестровая программа, мастер-класс, исследовательская мастерская, курсы, клуб и т.д).
Наш эксклюзив - в самом построении Школы, сегодня это учебная площадка на которой есть возможность выстраивать любую учебную конструкцию, как по инициативе преподавателя, так и по инициативе студента. А это огромный потенциал для роста студентов, преподавателей и школы в целом.
Конечно, эти «эксклюзивы» относительны, и даже можно сказать, что вообще таковыми не являются, если сопоставлять их с практикой обучения фотографии у наших ближайших соседей, но для белорусских условий, создание профильной учебной организации даже с такими свойствами является уникальным явлением. И вы не станете это отрицать.

Валерий Лобко писал(а):
Меня лично, в частности, интересует тот штучный и редкий талант, который может попасть на такую неудачную и длинную дорогу, что я даже при одной мысли об этом готов объявить войну всем курсам, и немедленно.

Но точно также готов поддержать с большим пристрастием любое начинание, если пойму, что у талантливого к фотографии человека шансов как раз становится больше благодаря тому или иному проекту.

Речь ведь идет о людях и достаточно своеобразных механизмах, способствующих их росту. Они могут научиться отлично владеть техникой, шикарно разбираться в композиции, овладеть нетривиальными полиграфическими технологиями… и не стать теми, кем им, возможно, начертано было стать. И это совсем не простой вопрос.


Ваши опасения насчет возможного неудовлетворения результатом и потери времени талантливыми слушателями мне не совсем понятны. Каждый человек имеет право выбирать. И чтобы выбор этот был осознанным, а результат соответствовал ожиданиям, надо понять ожидания и дать максимум информации о предлагаемом (системе обучения и ее процессах), в доступном для каждого человека виде. Что мы и делаем, присутствуя здесь на Знята.

К тому же, талантливый человек не станет слепо заимствовать чужое решение или навязанный ему выбор, ориентируясь на иллюзорные обещания, на то он и талант. Его двигатель и стимул не снаружи, а внутри. Понятие неудачной или ложной дороги для таких людей в определенном отношении некорректно употреблено. Такая формулировка как «талант, несостоявшийся из-за плохих условий или отсутствия благоприятной среды», подпитывает иллюзию людей, к тому, что их развитие зависимо от внешних, ими неуправляемых явлений и условий. Среда, безусловно, важна, но в случае со «штучным и редким талантом» она исключается.

Валерий Лобко писал(а):
Но точно также готов поддержать с большим пристрастием любое начинание, если пойму, что у талантливого к фотографии человека шансов как раз становится больше благодаря тому или иному проекту.


Чтобы вывести эту тему из диалога «Алексей Шинкаренко – Валерий Лобко», предлагаю вопрос, дополняющий и продолжающий тему.
По каким критериям можно оценить учебный проект на содействие творческому росту? Что должно быть в «начинании», чтобы у «талантливого к фотографии человека» появились «новые возможности по развитию внутреннего потенциала»?
(намеренно заменил слово ШАНС, как неопределенное, употребляемое в "играх с удачей". Уточнения приветствуются.)

Валерий Лобко [ 04 сен, 07 6:42 ]

.
Да, Алексей, соглашусь, хотя было бы интересно увидеть реальный механизм введения той или иной темы и курса при малом количестве желающих разделить инициативу.

Пока я для себя фиксирую следующие вещи в этом отношении — есть, в самом деле, эксклюзивное намерение «Школы фотографии» ответить доверительно и адекватно на запросы очень важной части слушателей — тех «свежих» владельцев камер, которые просто не знают, что с ней делать, но в самом деле хотят научиться работать уверенно и серьезно. Эта, скорее всего достаточно быстро дифференцирующая далее группа оказывается в затруднительном положении в тех альтернативных школах, где о таких проблемах либо просто не думают, либо не могут предложить затем широкий по спектру и глубине выбор.

А мы в Минске сейчас имеем дело как раз с моноступенными или, как в Академии, двухступенными курсами, где такая пластика не достигается, тем более, как я подозреваю, в теперешнем состоянии, после нашего с Алексеем Ильиным ухода из «Творческих Мастерских» — мы все же могли очень свободно импровизировать на разные темы.

Если говорить о второй большой группе «начинающих» свой путь в фотографию — то это очень типичные уже что-то умеющие фотографы, знания которых «не причесаны», не представляют из себя приемлемую для развития и эффективного совершенствования систему.

По нашему опыту, о чем я уже писал, они не вписываются в какой-либо продвинутый курс, часто просто выпадают. «Свои» в этом отношении лучше.

В связи с чем вопрос — как вы предполагаете закрыть эту лакуну, что вы можете предложить такого рода людям с фотокамерой?


*

Что касается талантов, то успех старых студий заключался как раз в том, что достигалась их определенная «концентрация» и развитие в малых группах. Фактически сама по себе обучающая часть в тех студиях была вторичной по отношению к этой задаче. Эффективность такого подхода была очень высокой; здесь, в самом деле, нет смысла обсуждать эту проблему здесь в деталях. Но пару замечаний я сделаю.

Могу указать еще и такую вещь — конфликт с Академией начинался во многом еще и по причине проведения вольных семинаров — это когда на мою «официальную» пару там или две собирались понемногу студенты разных курсов и направлений, да еще и из других ВУЗов. Затем кто-то уходил (пара же закончилась, да), а кто-то — оставался, и занятия продолжались.

Вот это и есть то, о чем я говорю — «сбивались» очень живые и заинтересованные люди, которым общие занятия со своей группой были не совсем в «кайф».

Такая ломка границ и расписаний была возможна именно в силу моей «идеи фикс» и благодаря тому, что я инвестировал свое время и энергию без всяких условий. Было бы это по-другому, в виде вечернего «узаконенного» семинара — несколько другое дело.

А так — возникал центр притяжения, альтернативная образовательная система работы со студентами в виде в самом деле творческих мастерских, которая не очень выгодно оттеняла общую систему обучения. Тут же еще очень важный момент — резонанс, не просто механическая передача знаний, а те «заводные» вещи, взаимная раскачка, которые выводят нас на другой уровень способностей и отдачу несоизмеримо повышают.

У меня еще в старом университете в пределах одного курса, требующего, строго говоря, достаточного входного отбора, могло быть единственное занятие, которое очень сильно и эффективно открывало всю проблематику курса и давало очень мощное «прозрение». В пределах специально отобранных групп таких ключевых занятий может быть не одно, а достаточно много — именно в силу резонанса.

В системе, где деньги решают все, совместить гармонично сразу несколько составляющих довольно сложно. Поэтому я и упоминал осенний дистанционный курс — мне там впервые со времени давних студий удалось выбирать слушателей, пусть даже преимущественно за счет механического отсева.

Но вот этот самый драгоценный «человеческий» остаток и есть прообраз той группы, где возможен «расцветание» подающего надежды таланта в нужном направлении, как бы пафосно это не звучало. А в каких-то случаях этот внутренний двигатель может просто не завестись.

Ну, не зайди Картье-Брессон в свое время в маленький магазинчик… Он же уже «состоялся» в формальном смысле — как художник.

Так что в других случаях — это в самом деле случай, экстенсив, даже «ложный» путь, который в хорошем случае решается переходом с факультета на факультет, из одного ВУЗа — в другой, сменой профессии уже после ВУЗа, отнимая весьма драгоценное время, но часто — не решается никак.

В этом смысле система обязательных курсов и курсов по выбору, персональная программа роста, возможность получить нужное дополнительное образование в другом ВУзе и другой стране, или просто использовать ту же систему Campus Europae для смены обстановки — в самом деле весьма невыгодно отличает наши образовательные реалии от «тех».

*

И мы имеем дело с двумя разнонаправленными тенденциями, вот еще фактор.

С одной стороны, взрывное развитие цифровой техники и возникшее поветрие втягивает в фотографию большое количество людей, в том числе и возможных фотографов. С другой стороны, это увеличивает пестроту учебных групп, «размывает» их потенциал.

Добавьте к этому еще и то, что мы имеем дело с «легкой фотографией» — новых серьезных авторов или классиков мы и не видим вовсе, вокруг масса глянцевой журнальной попсы, сетевые галереи и местные выставки полны примерами «и ты так можешь».

Моя задача в таких условиях усложняется абсолютным образом…

Где те времена, когда я на черную «энергетическую» пирамидку в метро вместо традиционного объявления созвал в Школу журналистики очень интересных людей…

.

Алексей Шинкаренко [ 05 сен, 07 0:51 ]

Согласен, что среда важна для развития, но я говорил о другом. Среда не доминанта в формировании автора, первоочередно - внутреннее движение.

Механизмы «концентрации», которые вы использовали в старых студиях, в нынешних условиях не работают без модернизации. Сейчас, прежде самому нужно создать «единичные концентраты», а только потом их объединять. Процесс более длительный и в нем доминируют осознанные действия студента, развитие через постоянное перерождение, а не движения которое происходит внутри внешней среды. Как зерно, которое, чтобы прорости и принести плод, должно само умереть, переродится. А этого чаще всего, даже в самых благоприятных условиях и не происходит. В таком случае присутствует только иллюзия роста в благоприятных условиях.

Валерий Лобко писал(а):
А в каких-то случаях этот внутренний двигатель может просто не завестись.

Это добровольный выбор человека, запустить «внутренний двигатель», никто навязать ему это решение не может.



Валерий Лобко писал(а):
.Если говорить о второй большой группе «начинающих» свой путь в фотографию — то это очень типичные уже что-то умеющие фотографы, знания которых «не причесаны», не представляют из себя приемлемую для развития и эффективного совершенствования систему.

В связи с чем вопрос — как вы предполагаете закрыть эту лакуну, что вы можете предложить такого рода людям с фотокамерой?


Мы сейчас как раз работаем над этой задачей - что предложить студентам, которые находятся в промежуточном состоянии, уже обладают знаниями в области фотографии, но знания эти фрагментарны, не складывающиеся в общую картину.
Решение принято следующее. Мы набираем группу из таких студентов и адаптируем под них программу. Интенсивно наверстываем создание отсутствующих фрагментов, получаемых на базовом уровне, а параллельно в других предметах двигаемся вперед, работая над расширением общей картины. Благо количество учебных предметов позволяет сделать такую адаптацию внутри программы. Система гибкая.


Сколько стоит обучение фотографии?